Вы ещё не слышали одноимённый альбом группы Виварий? Уверен, а я в этом редко ошибаюсь, после этого интервью вам определённо захочется его прослушать. Группа может и не переворачивает устоявшихся металлических канонов, но альбом получился на редкость солидным и бескомпромиссным, честным и нестандартным. И Apelzin.ru очень благодарен парням за то, что отвечали прямо, приоткрыв даже некоторые секреты. Я встретился с вокалистом Алексеем Жу в тихом уютном кафе, куда в разгар интервью прикатил и барабанщик Марк Ералиев-Бевз.

Vivariy

– Обычно название группы манифестирует ее философию, то, что музыканты хотят сказать миру? Как возникло название вашей группы? Что символизирует для вас Виварий?

А.Ж.: В названии нашей группы присутствует мистика, потому что Виварий группа старая, ведь мы под этим названием стартанули ещё в начале «нулевых» как акустическая команда, выступая в основном в общежитии ВолГУ. Мы начали думать, что объединяет меня, Сергея Денисенко, Ольгу Петрову. На тот период нами правили Стругацкие. И вот решено было выдернуть словечко из повести «Понедельник начинается в субботу». Как раз виварий и был тем местом, где содержалась всякая магическая нечисть. Виварий ведь был всегда, даже когда представлял из себя дуэт, состоящий из баса и баяна (смеётся), а были и такие времена. Но уже к 2008-му году у нас практически сложился состав, и мы начали играть совсем другую музыку – в этом заслуга нашего композитора, гитариста Романова Дениса. И вот тогда стало ясно, что виварий означает немножко другое. Виварий – это учреждение, в котором содержатся подопытные животные в ожидании скорой или наоборот неминуемой смерти. И мы поняли, что это модель нашего общества или государственной машины по отношению к своим подданным.

– Как бы вы сами охарактеризовали стиль исполнения Вивария? Связан ли он с общей концепцией группы?

А.Ж.: Ну, если брать широкие стилевые рамки, это, конечно, метал. Если поуже, то, естественно, неклассический хэви. Ведь у нас достаточно разреженный рифф. Скажем так – атмосферный хэви-метал. Думаю, что он максимально подходит к изложению наших текстов.

– Насколько важно для вас оставаться в рамках своего стиля и готовы ли вы на эксперименты?

А.Ж. Нет, ну понятно, что сейчас музыка изменяется, масса всяких «коровых» направлений, альтернатива. Мы изменяться готовы, но радикальных веяний в нашей будущей музыке я не вижу. Нам важно, чтобы было услышано то, о чем мы говорим, и конечно, не на последнем месте для нас самовыражение самих музыкантов. Уже во втором альбоме мы будем звучать немножко по-другому, помоднее! (Рассмеялся)

– Какое направление тяжёлой музыки вам больше по душе – скандинавское, тевтонское или британо-американское? И они каким-то образом повлияли на ваше музыкальное мировоззрение?

А.Ж. У меня был период, когда я учился в музыкальной школе, и тогда в мою душу ворвались Бах и Вивальди. Я покупал классические пластинки, и мы всей семьёй за ужином их слушали. Это наложило на меня довольно сильный отпечаток. Ну, а по металлу мы однозначно тевтоны!

М.Е. На меня однозначно повлияла Metallica. С альбома “Master of Puppets” я и начал слушать тяжёлую музыку. И тогда я купил себе первую дешёвую, раздолбанную акустическую гитару. А потом я прошёлся по НВБХМ, и свою привязанность к британо-американскому стилю сохранил до сих пор.

– Как проходила запись вашего альбома? С какими трудностями вы столкнулись? Что облегчало вашу работу?

А.Ж. Мы писались на студии “Shamrock” у Юрия Корнакова. Всем рекомендую. Затрудняло одно – это отсутствие опыта. Плюс Юра человек весьма занятой и мы писали альбом месяцев восемь, а потом почти четыре сводили и мастерили. Но, кстати, отсутствие опыта и облегчало процесс. Юра в какой-то момент изменил звучание бас-гитары, сделал звук вкуснее, смягчив, я бы так сказал, экспрессию.

М.Е. (смеётся) Юра сказал, что мы одна из его любимых групп, потому что было мало монтажа. Ну а главное то, что мы назначили презентацию альбома на тот момент, когда у нас его собственно и не было. Буквально в день презентации мы сидели и писали болванки!

– Чем оправдана такая жёсткая позиция в текстах – это ваше отношение к самой Государственной машине или только к нынешней власти?

А.Ж. Мы предлагаем людям задуматься. Да понятно, что в любой музыке, в том числе и металле, много песен, скажем, о любви. И я готов восторгаться ими, но я так не могу. Когда я выхожу на сцену, мне нужно что-то сказать. Я хочу петь «о чём», мы все этого хотим. И не всегда эта энергия направлена против государства. Возьми, например, песню «Ложь». Да мы сами потерялись. Мы сами врём. Даже без важной причины. И делаем это постоянно, даже честнейшие из нас. На вопрос «Зачем?» – «Так лучше!». Этот текст я заказал у нашего поэта осмысленно.

М.Е. Я бы сказал за всех, что мы всё таки создаём песни, пронизанные верой. Верой в музыку, что можно донести людям светлое. То есть наша музыка не несёт безысходность. Напротив, мы всего лишь призываем людей задуматься.

– Костя Кинчев как-то сказал, что ему не важно, сколько человек приходит на концерты – 10 000 хорошо, 15 человек – он будет играть и в подвале. Какова ваша позиция в этом отношении?

А.Ж. Теоретически согласен, может и впрямь у нас есть такие профессионалы, которым без разницы количество зрителей. Согласись, тяжело воспринять, например, 15 человек в большом зале. Хотя однажды мы играли в Волжском в клубе «Умат», и тогда к моменту нашего выступления осталось человек 18, но какой это был концертище!

– После выпуска альбома прошло уже какое-то время. Изменилось ли ваше отношение к тому, что вы сделали? Хотелось бы вам что-нибудь изменить?

А.Ж. Пожалуй пришло время раскрыть небольшой секрет. Мы делали альбом второпях и конечное качество продукта нас не устроило. Так что мы сейчас уже пересводим альбом и делает это Антон Малавичко. Мы довольны новым звуком. Он стал более живым качёвым и вкусным.

– Какая из девяти песен альбома далась вам наиболее тяжело? Почему?

А.Ж. В плане композиции это, наверное, всё-таки «Ложь». Хотя думаю, что не менее тяжело было работать над «Биться в небо». Она ведь несвойственна нам и по темпу и, я бы сказал, по настроению. Для меня это был слишком разреженный рисунок. На концерте её исполнять, конечно, легче в силу поддержки зрителей и энергетики выступления. Но мне все равно она до сих пор тяжело дается.

М.Е. Может быть «Ложь» на самом деле далась нам изначально сложно, но после стольких усилий она все-таки удалась и стала одной из самых любимых. Мы ведь немного её видоизменили.

– Песни обычно воплощают некие идеи, которые музыканты хотят либо выплеснуть как эмоции, либо представить публике как пищу для размышления. Если тебе нечего сказать, в творчестве тебе нечего делать. И вот сейчас, после выпуска альбома, можете ли вы сказать, что воплотили в музыке все, что хотели сказать. Или все же осталось что-то, что вы не успели или не смогли реализовать?

А.Ж. Конечно, нет. Масса интересных тем и заготовок! Есть так же некоторое количество песен, не вошедших в альбом – и не потому, что они хуже. Они просто другие и не совпадают по настроению. Не думаю, что они потеряны для нас. (Смеётся) Ведь будет ещё второй альбом и, даст Бог, третий!..

– Чехов как то сказал, что равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. При прослушивании вашей композиции «Не молчи» создаётся впечатление, что у нас вся страна мертва – какие-то зомби-потребители… Вам не кажется, что вас не услышат, и вы просто бьётесь головой об стену.

А.Ж. Может быть и так. Но для нас вопрос не стоит – делать это или не делать. Это нужно, прежде всего, нам. Мы считаем, что с той несправедливостью и с теми бедами, которые есть, – с ними нельзя мириться, с ними надо бороться. Зацепит одного – прекрасно, зацепит многих – великолепно. Даже если не зацепит никого – плохо, но мы всё равно это будем делать.

М.Е. Дело в том, что для многих из нас увлечение музыкой переросло в смысл бытия. Бороться с равнодушием мы будем несколько десятков лет, и я уверен, что с нашим желанием мы обязательно прогнём эту планку, и думаю, очень скоро!

– Маврин как-то сказал, что алкоголь его уже давно не цепляет и никак не помогает. Как у вас с ним и наркотиками?

А.Ж Наркотики – однозначно нет. По большому счёту, особо и не пробовали, травка не считается (рассмеялся). Но вот что интересно. Чем дальше мы погружаемся в понимание того, что музыка для нас главное, тем меньше мы бухаем. Марк так вон вообще не пьёт. Мы с Денисом, как идеологические лидеры всего этого движения, просто не помню, когда последний раз напивались. Даже пивка попить тянет всё реже и реже. Мы пересели на другой наркотик – на музыку. Хотя я помню все эти эйфорические чувства от употребления и положительно отношусь к алкоголизму не в хронической стадии (смеётся).

М.Е. Есть такое утверждение, что от плохих привычек невозможно избавиться, но можно заменить их чем-то другим. Я в своё время понял это и как-то одновременно бросил пить и курить, в общем, то, что делал всю сознательную жизнь. И это нисколько не мешает мне быть металлистом. У меня чистые мозги и нет никаких иллюзий.

– Моей фишкой является вопрос «Что дальше?»

А.Ж. Дальше работа над новым материалом для второго альбома. Мне нравится эта стадия, когда мы никому ничего не должны. И сейчас в июле мы будем снимать клип на «Не молчи». Кроме того, в конце июля мы едем на фестиваль «Рок меж двух морей». Для нас это важно. Потом тур по Волге!

М.Е. Дальнейшее развитие. Больше динамики! Мне всегда хочется посмотреть на себя со стороны и сделать всё лучше. И самое главное, я уверен в том, что всё получится!