Вокалист The Kooks Люк Притчард как-то сказал, что именно третий альбом группы – всякой, не только этой – именно та точка, на которой музыкантам приходится осмысливать себя, свое звучание, свой имидж и т.д. В случае с брайтонцами результатом такого осмысления стала музыка совершенно новая, невиданная, неожиданная. В духе традиций ребята, на чьи головы после первого же альбома обрушилась волна популярности, отложили чемоданы в сторону, взяли перерыв, заперлись на несколько недель в загородном доме и … получилось совсем не то, за что собственно The Kooks так бешено, необъяснимо любила толпа. Под толпой имеются в виду, конечно же, наивные девочки-подростки с еще не полностью сложившимся музыкальным вкусом. Да и по внешнему виду (один кудрявый слащавый солист чего стоит) легко подумать грешным делом, что это не инди-группа, а какой-нибудь бойз-бэнд. Фирменный стиль The Kooks – коротенькие, бодрые, наивные песенки с незатейливыми текстами, структурой, аккордами; ритмичные, романтичные и – самое главное – с акустической гитарой тут и там. Собственно, на третьем альбоме этого всего нет. Нет задающего настроение ритма, нет заводящихся гитар, и даже вокал не срывается на крик. Что же остается, спросите вы? Тут произошло как раз то, что описывают этой заезженной фразой – “музыканты двигаются в новом направлении, не теряя своего стиля”.

Скажем сразу, этот альбом очень меланхоличен. В хорошем смысле. Есть альбомы, призванные прогонять (или нагонять) тоску, этот с большей вероятностью оставит на вашем лице улыбку. Вообще, лучшего слова, чем ностальгия, для описания этого альбома не подобрать – ностальгия по прошлому, как таковому. Саунд тоже отсылает в прошлое – песни (совершенно непривычно) пропитаны нарочно “теплым” тембром синтезатора, ламповых комбиков и гитарных эффектов. Светлая печаль пронизывает весь альбом – в каждой песне акцент делается на минорные аккорды. Всплывают эти аккорды в совершенно неожиданных местах, и как раз от этого песни приобретают свою меланхолию. Оригинальная гармония, к слову, – еще одно отличие этого альбома от ранних The Kooks, когда на четырех основных аккордах создавались хиты.

Альбом открывается одноименным треком, явно рассчитанным на то, чтоб стать хитом. Как раз по этой песне, в принципе, и можно судить об остальных песнях – в ней, даже в названии совмещено все – меланхолия, оптимизм, типичное романтическое настроение группы, сопливый припев (“I wanna make your happy”). Романтична и легка “Rosie” – но вы чувствуете, что это уже не те молодые The Kooks, которые рассчитывали заставить вас плакать при помощи пары грустных нот? Они перешли к чуть более сложным формам. И в этой песне у них получилось на протяжение целых трех минут держать вас в сопереживании. Сопереживание музыке достигает предела в четвертом треке. Вернее, даже переходит в крик – не в крик из горла Люка Притчарда, а в невысказанный, невыплаканный крик. Прежде всего, из-за замечательной атмосферности “призрачных”, ускользающих эффектов гитары.

Пятый трек – с запоминающимся названием “Fuck the World Off” – придает альбому немного ритмичности. И начинается песня несколько злобно и лукаво. И затем эта параноидально навязчивая гармония куплета разрешается в светлую, позитивную тему припева. Эта песня в полной мере иллюстрирует возросшее у ребят мастерство аранжировки – совершенно невозможно не заметить партию соло-гитары, которая где-то на втором плане ни на секунду не затихает, даже во время звучания вокала. Саунд все тот же – мягкий, теплый, бархатный. Эта песня, к слову, и этим соло, и злостью начальных аккордов звучит примерно как “Flathead” группы Frattellis, если бы брайтонская четверка ее перепела.

За вышеуказанной песней с неприличным заголовком следует “Time Above the Earth” с более чем возвышенной тематикой – это древние греки называли bathos. Помните первый трек с первого альбома Куксов, “Seaside”? Он состоял из слезоточивого голоса Люка и акустической гитары и длился всего полторы минуты. Такова и эта песня, с тем лишь отличием, что единственный инструмент, который играет здесь – скрипка, вернее несколько скрипок. Наверно, слава The Beatles с их струнно-смычковыми экспериментами вроде “Eleanor Rigby” не давала покоя ребятам; в любом случае, песня получилась не настолько грустной, как у Битлов.
“Is It Me”, ставшая первым синглом, вполне оправдывает ожидания, связанные и с этим статусом, и с названием. Немного примитивный текст (впрочем, по отношению к песне The Kooks тавтологично такое говорить), примитивная гармония куплета. Вот начинается припев – два аккорда – и мы уже готовы встретить старых добрых Кукс, тех самых, не претендующих на сложность, взрослость и даже серьезность. Но вот ни с того ни с сего – аккорд № 3, совершенно неожиданный, неуместный, а затем сразу же – смена ритма. Вот уж чего не ожидали от этой группы, так это малейших экспериментов с ритмом. Приятное удивление.

Теперь о вещах обыкновенных. То, как группа умеет писать стандартные, несложные песни, она замечательно продемонстрировала в “Petulia”. Песня эта не годится для радио-чарта, уж больно грустна, но ничего сложного в ней нет: аранжировка, слова незатейливы донельзя. И все же тут видно умение писать проникновенные вещи, будучи в то же время лаконичным. Это как раз та самая песня, которой хочется проникаться.

Оба своих предыдущих альбома брайтонская группа заканчивала не совсем внятными попытками сыграть блюз-рок, в полной акустике, причем со смехом “за кадром”, разговорами и бранью между тейками (для большей задушевности). Нельзя было относиться слишком серьезно к таким попыткам (вы только послушайте этот маленький мальчишеский голосок, такие блюз-рок не поют). Слава богу, от этой традиции на третьем альбоме решено было избавиться. Завершают альбом “Eskimo Kiss” (по названию вы можете догадаться о степени романтичности и жизнерадостности этой песни) и “Mr Nice Guy”. “Поцелуй-эскимо” – песня, с которой, если верить, началось создание этого альбома, то есть хронологически она ближе всего к “старой” группе. И эта песня, такая непохожая на остальной – печальный, будто занесенный снегом – альбом, стоит почти в самом конце треклиста будто напоминание слушателям о том, что группа в состоянии писать любые вещи, что полет ее настроения ничем не ограничен. В завершающем треке “Mr Nice Guy” на последнем аккорде музыканты еще и дразнят нас распевкой в стиле Beatles. Это не то чтобы демонстрация какого-либо умения, это все то же желание экспериментировать и развиваться. Невзирая на опасения, что неадекватных девочек-фанаток на концертах станет меньше.