Ни один стиль рок-музыки не вызывает столько споров, как прогрессив. Можно любить его или ненавидеть, но факт остаётся фактом – единого мнения по поводу этого стиля не существует и поныне. Его пылкие поклонники продолжают относиться к нему с преданностью, граничащей с наваждением. Для других само понятие «прогрессив-рок» – это нечто непристойно-помпезное, объект откровенных насмешек и пренебрежения. Однако прогрессив по-прежнему жив, несмотря на то, что даже панк умудрился оказать на него своё вредоносное влияние. Доказательством всего этого стал новый альбом Pink Floyd “The Endless River”.

Pink Floyd The Endless River

Попробуйте перевести, к примеру, вот эту фразу из великой «Стены» Пинк Флойда: Banging your heart against some mad bugger’s wall. Дословно он звучит так: «Стучаться своим сердцем в стену непонятного какого чудака безумного». Ну, можно, конечно, всё сделать по уму, но от этого, поверьте, фраза более понятной не станет. К чему мы это? Да к тому, что на новом альбоме “The Endless River” текстов собственно вообще нет, но споров не стало меньше.

Первая песня “Things Left Unsaid” очень завораживающая, но немного тревожная. Вероятно, тревогу будит начало музыкального путешествия той самой, изображенной на обложке, лодки, ведет которую, как кажется, сам Рик, по бесконечной реке в никуда. И вообще, может, это начало пути величайшей после Битлз группы?

Вторая композиция “It’s What We Do” ещё тревожнее. По прежнему доминирует клавишный ряд, но, как и в прежние годы, блестяще звучит гитара, в первой песне чуть напоминая о себе робкими пощипываниями. Орган вступает со второй половины и символизирует собой чисто флойдовское звучание середины 70-х, ведя ажурную дуэль с гитарой. Все так же как и в жизни – между Райтом и Уотерсом.

Четвёртая “Sum”! Гитара Гилмора и фирменные барабаны Ника. Музыка как бы повествует о набранном группой ходе, отдавая должное периоду с безумным и великолепным Сидом Барретом. О спорах, конфликтах, победах и неудачах.

“Skins”. Ударник становится всё отчётливее, а мощная дробь барабанов показывает, что всё… Экспресс набрал скорость и не то, что назад – нет шансов даже сбавить темп. Дальше идёт жизнеутверждающая “Anisina”. А саксофон поёт о том, что после абсолютно экспериментального, полного загадочных аллегорий альбома “Animals” жизнь не остановилась. Всё наладится!

Следующие две короткие композиции спокойны и немного отдают усталостью. Что это? Такой период перед всплеском в творчестве обновлённого Пинк Флойда?

А дальше… дальше вы сами! Поверьте, так будет лучше. По двум композициям “Allons-y” вы окунётесь в атмосферу коллектива, записывающего свой величайший “The Wall”. Гитарные партии вмиг напомнят “Another Brick in the Wall”. Вас ждёт ещё не менее двух потрясающих сюрпризов, особенно последняя – “Louder Than Words”. Может, это и есть ответ тем, кто постоянно задаётся вопросом, почему альбом инструментальный…

Ещё раз вглядитесь в обложку. Лодка с названием Pink Floyd зашла в свою последнюю гавань, записав напоследок очень неоднозначный, но интересный и честный по отношению к поклонникам, меломанам, да и, в конце концов, к самим себе альбом, несмотря на то, что интриги хватает здесь с лихвой. Если отбросить всё, что мы знаем о создании этого альбома, то ясно следующее: по звучанию альбом оказался слишком близок к сольникам Гилмора и последнему Райта. Ну и понятное дело, с узнаваемой игрой Мэйсона. Да собственно, так и было всю историю группы – уходили Доминаторы и почти сразу в творчестве менялось буквально всё. Зато потом в творчестве ушедших монстров мы узнавали отголоски их деятельности в группе и то, что могло бы стать “общим продуктом”, не свершись их ухода. Саунд и звук показывают, что именно Гилмор «разруливал» практически всё в последних двух студийных альбомах группы, а по этому, самому последнему, “The Endless River”, составленному из студийных чуть ли не импровизаций, это чувствуется еще больше…

Лодка с названием Pink Floyd не дала крен или течь. Она просто закончила свой путь, пересекла этот страшный в своём великолепии океан, под названием Мировой рок-н-ролл. Океан, который без сожаления и следа поглотил исполнителей куда креативнее, нежели сами Флойды. Но они доплыли до конца, проложив многим удивительный в своём музыкальном разнообразии путь, ничем не уступив The Beatles или The Rolling Stones! Мы же, проходя мимо неё, всегда снимем шляпы и подумаем о…