Oxxxymiron

Мирон Федоров, он же Oxxxymiron, является безусловно одной из главной фигур в отечественной рэп-индустрии. К уроженцу Санкт-Петербурга, выросшему и впитавшему зарубежную хип-хоп культуру в Лондоне, относятся либо с обожанием, либо с ненавистью. После знакомства с творчеством Мирона мало кто останется равнодушным к подобному артисту. Второй сольный альбом был одним из (если не единственным) долгожданных альбомов русского рэпа последние 4 года.

Долгожданный релиз

Oxxxymiron остается верен себе. Удивил даже сам выход альбома, точнее, как это сделал артист. Без шума, без ажиотажа. Даже никакого iTunes – лишь ссылка на бесплатное скачивание на странице исполнителя. Первые мысли: «Это обман. Не может быть, чтобы столь желанный альбом выходил подобным образом!» В альбоме 11 композиций, записанных сольно. На обложке один из вариантов картины Питера Брейгеля «Вавилонская Башня», в углу едва виднеется название альбома – «ГОРГОРОД». Что не говорите, но выход альбома, который фанаты ждали долгих 4 года (причем с переносами), выглядит крайне странно.

Содержание

Перейдем к самому альбому. Незадолго до выхода альбома, Мирон писал на своей странице в одной из социальных сетей, что русский слушателей не развивается, ибо будь аудитория разносторонней, мыслящей шире, нежели сейчас, это послужило бы развитию русского хип-хопа. Что же мы имеем, включив первый трек? Прослушав «интро» понимаешь, что ты оказался внутри некой истории, которую предложил нам автор.

Вполне известный кинематографический примем, когда первая сцена, которую видит зритель, на самом деле является серединой сюжета. Представив буквально 9 строк, Oxxxymiron демонстрирует проблемы, которые возникают у героя из-за некой девушки.
Давайте обратим свой взор на главного героя предлагаемой истории: Марк – писатель, находящийся в творческом кризисе – следствии славы. В результате: очевидные разногласия внутреннего и внешнего мира.

У Марка есть подруга, которая по совместительству является его литературным агентом. Зная отвращение Марка в высшему свету, Кира настаивает на его присутствии на вечере, посвященному переизбранию мэра. В обществе высоких политиков Марк чувствует себя некомфортно. Ему не интересны эти люди, их деятельность, поэтому для него подобные мероприятия лишний повод напиться и предаться наркотическому забытью. Именно на званом вечере у Марка открывается такая черта характера, как эгоизм: несмотря на понимание проблем, существующих в городе, Макр не настроен что-либо менять. Для главного героя важным является то, что он имеет некий статус в обществе.

В какой-то момент встреча окончательно надоедает Марку и он уходит. Своевременный уход сулит писателю неожиданным знакомством. Таинственная Незнакомка, словно буря, вторгается в жизнь главного героя (инструментал трека демонстрирует, насколько волнительной и желанной оказывается эта встреча). Подобному развитию событий Марк только рад.

Кира очень обеспокоена новым знакомством Марка. По словам Киры, Незнакомка общается с неким Гуру, встреча с которым для Марка крайне нежелательна. Марк настолько увлечен новым общением, что готов идти за Незнакомкой куда угодно. И даже к тому самому Гуру, который погружает писателя в новую реальность, открывает глаза на вещи, которые не были видны ранее.

Кира беспокоится о Марке: Гуру может настроить ее парня и клиента против мэра. Но в глубине души она надеется, что если эта встреча снова вдохновит на литературные произведения – ничего плохого не будет. Кира просит друга присмотреть за маленьким сыном, пока они с мужем проведут вечер вдвоем. И именно общение с маленьким ребенком становится откровением для находящегося в кризисе писателя. Чтобы мальчик заснул, он исполняет ему колыбельную, в которой мы замечаем нового Марка. Его взгляд теперь устремлен в одну точку, ясен, как было раньше.

В тот же вечер Марк пишет первое за долгое время произведение – повесть «Полигон». И этот рассказ становится точкой невозврата. Мировоззрение изменено окончательно. Главный герой уже не видит тех, былых улиц, людей. Теперь взор пытается во всем уловить вред, который приносит мэр жителям города, уловить злые умыслы единомышленников мэра. Но даже несмотря на то, что теперь для Марка не существует того, бывшего Горгорода, который он знал раньше, город по-прежнему является дорогим ему местом, и покидать его нет желания.

Кира не на шутку обеспокоена: ее тревожит, что буквально за несколько дней ее друг так изменился и совсем не отвечает на звонки. Она предупреждает, что писателем заинтересовался мэр и просит быть осторожней. Что касается самого Марка, то он, вместе с Алисой (именно так зовут Незнакомку), находится в штабе Гуру. Алиса уже давно спит, а вот главному герою не спится: он понимает, насколько важным будет следующий день. Размышления о предстоящем дне освобождают Марка от внутренних оков, которые мешали творить ему продолжительное время. Нахлынувшие эмоции даруют Марку вдохновение, он вспоминает себя настоящего, себя, которым начинал свой литературный путь.

Мэр пытается убедить, доставленного к нему Марка в том, что многое, о чем говорили писателю – ложь. Ему одурманили мозги, а когда «запахло жаренным» – бросили, оставив одного. То, что знает Марк является ни чем иным, как лишь «частью пазла», поскольку принимаемые решения рассматривались только с одной стороны делать серьезные выводы в таком случае крайне не желательно. При этом мэр показывает себя человеком справедливым, замечая, что писатель всего лишь оказался в плохой компании, поэтому его жизни, карьере, свободе ничего не грозит. Но это последнее предупреждение и ему не стоит больше приближаться к дочери мэра Алисе.

Марк, как и было обещано мэром, на свободе. И тут «дверцы» души писателя приоткрываются для слушателей. До настоящей исповеди еще далеко, но то, что происходит внутри героя очень важно для подведения итогов последних дней. Создается впечатление, что даже предательство и расставание с Алисой пройдет безболезненно. Но этого нам узнать не дано: раздается выстрел и буквально на полуслове Марк замолкает. Что это: убийство? Мэр решил изменить свое решение? Или же это мстит Алиса за то, что не получилось свергнуть мэра? А может народ поднялся против своего покровителя?

Кира по-прежнему не может дозвонится до Марка. Придя в его квартиру, она обнаруживает написанную накануне повесть «Где нас нет». Если по смыслу – это логический финал истории, то по эмоциональному напряжению, безусловно, это кульминация истории. Повесть «Где нас нет» включает в себя две сюжетные линии, полностью раскрывающие мотивы и поступки сегодняшних Марка и Алисы. Сложно сказать, была ли их встреча подготовлена заранее или же все произошло спонтанно, но одно очевидно: они оказались нужны друг другу. Не для свержения мэра. Вовсе нет. Они духовно нуждались друг в друге. Алиса, нелюбимая старшая сестра. Она была лишней в семье, что и демонстрировал отец. Отсюда и ненависть к нему. Марк же, подвергающийся постоянной критике ребенок, с растущей злобой внутри, которая, к слову, и помогла в последствии проявиться литературному таланту. Но чего это все стоило? Мучений, разрушенного внутреннего мира, отсутствие поддержки со стороны близких? В своей повести Марк считает, что несмотря на тяжелое детство, есть место на Земле, где все по-другому, где все гораздо лучше. Марк верит в совместное будущее с Алисой, поэтому надеется, что это «лучшее место» вырвет их из мрачной реальности и позволит хотя бы там насладится жизнью без страданий.

«Слушать обязательно по порядку» – предупредил исполнитель у себя на странице. Эта просьба является одной из главных формул для восприятия альбома. Каждый трек взаимосвязан. Ко всему прочему нельзя принижать значение скитов с голосом Киры, которые позволяют сильнее прочувствовать историю. К завершению прослушивания вырисовывается некая аудиокнига, выполненная в жанре «рэп». Не соврешь, если скажешь, что этого не ожидал никто.

Послесловие
Говоря про альбом в целом, нельзя игнорировать интересный факт: «ГОРГОРОД» породил вокруг себя огромное количество слухов и теорий. То ли люди не поверили, что альбом все-таки вышел, то ли оказались настолько разочарованы, что отказались принимать реальность за правду, или же альбом получился настолько сложным и запутанным для части аудитории, из-за чего опять-таки возникла необходимость в «том самом» (драйвовом) втором сольном альбоме в стиле «Город под подошвой». Чувствуешь себя детективом, пытающимся разгадать запутанное дело. Почти сразу же после появления альбома в сети, стали появляться мнения, что это не более чем первая часть релиза. Одной из отсылок являются картины Питера Брейгеля, коих две, и одна из них использована в качестве обложки. Приводятся в подтверждение и сделанные ранее заявления, Oxxymiron’a касательно нескольких композиций, которые должны были оказаться на новом альбоме, но в предлагаемом релизе их нет. Ко всему прочему «масла в огонь» подлил один из битмейкером артиста, Scady, выложив у себя в «Instagram» фотографию, недвусмысленно дающая понять, что еще одному альбому быть.
Будет ли это прямое продолжение «ГОРГОРОДА» или Мирон выпустит отдельный, уже менее концептуальный альбом, не известно. Одно можно сказать точно: до Oxxxymiron’а никто в российском хип-хопе подобные альбомы не выпускал. Не боясь ничего, он берет на себя роль первопроходца, показывая, что русский рэп может и должен потрясать умы слушателей.