Джеймс Моррисон вступил в высшую лигу британских авторов-исполнителей очень плавно и ненавязчиво, подтвердив это своим суперхитом 2008 года “Broken Strings” — замечательной песней с Нелли Фуртадо, общее впечатление от которой он, к сожалению, подпортил, позволив спеть её Girls Aloud. “The Awakening” в очередной раз подтверждает высокое положение певца, только уже не в столь эффектной форме, как предыдущая пластинка. На альбоме есть чувственный дуэт с приглашённой певицей (песня “Up” с Джесси Джей), рассчитанный одновременно на молодого и взрослого слушателя, что само по себе сомнительно, есть живенький и весёлый трек “Beautiful Life”, и фанковая “Slave to the Music”.

На новой пластинке, которая вышла ровно три года спустя после “Songs for You, Truths for Me”, возглавившей чарт лишь в Ирландии, Джеймс продолжил делать музыку, рассчитанную на большую аудиторию как по звуку, так и по материалу. В популярной музыке полно примеров ужасных голосов, но это не касается Моррисона, у него хороший вокал, ничего особенного. Кроме тех специфичных ноток, которые, по утверждениям самого певца, он приобрёл во времена трудного детства (коклюш, от которого он чуть не умер, будучи младенцем, далее – отсутствие друзей в школе). Сейчас, возможно, именно благодаря этому сочетанию, Джеймс стал чем-то средним, между серьёзным исполнителем музыки соул и фронтменом какой-нибудь инди-группы. Он просто есть, необычайно спокойный, не требующий от слушателя неимоверного внимания, не режущий слух.

Естественно, не весь альбом такой тихий и нейтральный. Ту же “Up” с Джесси Джей, возможно, придётся послушать повнимательней, чтобы заметить её непревзойдённый вокал, полностью отличающийся от той надрывистой, гиперактивной манеры её дебютной пластинки. Стоит также отметить трек “Person I Should Have Been”, по структуре немного напоминающий “Shape of My Heart” Стинга, но Моррисон никогда не прибегал к стилизации под кого-то, что в принципе далось бы ему легко. Ключевая по композиции альбома и по названию песня “The Awakening” имеет лёгкое акустическое вступление, за которым следует основная тема, в которой Джеймс звучит почти как Стиви Уандер.

Все струнные для новой пластинки записывал бывший гитарист Suede, а ныне продюсер Бернард Батлер, и именно он придал звучанию столь выразительную дороговизну. Но с Моррисоном работал Бернард Батлер образца эры сотрудничества с певицей Даффи, а не тот классический Батлер, который в 90-е записал с Дэвидом Макалмонтом альбом “The Sound of McAlmont and Butler”.

В целом, альбом “The Awakening” напоминает разжатую пружину. Он не сможет вывести слушателя на те эмоции, которые запрятаны слишком глубоко.

Можно сказать, что Джеймс Моррисон, как британский сольный исполнитель обошёл Бланта и Нутини, и сейчас способен привнести в популярную музыку свою чувственность, повлиять на других артистов, при этом, не создавая конфликтов с другими.