A-ha — Cast In Steel

Много ли исполнителей, групп или оркестров уровня A-ha выпускают альбомы в наше неспокойное, не приносящее никакого авторского дохода время? Думается, нет. Возможно, это и случается раз в пять лет. И то самое часто. Потому как у богов Музыкального Олимпа всегда огромное количество дел. Они создают планы, громогласно о них объявляют, потом их же опровергают, ругаются меж собой, с окружающими их такими же божественными существами. Распадаются, воссоединяются, реализуют себя в других ипостасях и т.д. Поэтому их творения на родном поприще всегда вызывают колоссальный интерес не только у своих фанатов, но и у меломанов всех стран вообще и в частности.

Полновесно атаковать музыкальную общественность A-ha начали ещё в начале июля, когда фанаты смогли услышать первый сингл с новой пластинки “Under The Makeup”. Впервые эту композицию транслировали в эфире BBC Radio, одновременно разместив ее на нескольких престижных музыкальных ресурсах, среди которых Apple Music и Spotify. Не прошло и двух месяцев, как свет увидел новый альбом “Cast In Steel”. Первым довольно нервно отреагировал американский Rolling Stone, с ходу объявив релиз «самым не ожидаемым альбом года», и заявив, что «с бесконечными реюнионами, делюксовыми переизданиями, сборниками хитов и прощальным турами не осталось ровным счетом никакой интриги». Что же, это, очевидно, от банальной ревности. Не так давно в Британии, к примеру, был проведён опрос на тему популярности поп-исполнителей. И… о боже! Скандинавские ABBA, Secret Service, Ace of Base и A-ha оказались популярнее, чем все британские поп-звёзды вместе взятые. А их произношение, по признанию самих английских лингвистов, намного чище, нежели у всей американо-британо-канадо-австралийской музыкальной братии…

Удивительно для поп-музыки, но в плюсах и минусах “Cast In Steel” придётся разбираться долго и осторожно, может быть, до следующего альбома. И всему виной отсутствие совместных песен. Эдакое жёсткое разграничение сочинительства! Хотя это было у норвежцев и раньше, однако настолько противоречивого эффекта такой ход не давал! Иногда в процессе прослушивания альбома складывается впечатление, что парни очень хотели выпустить сольники, но достаточного количества треков нарулить никому не удалось, а потому, созвонившись с Эриком Льюнгреном, без которого троица толком не может ступить и шагу, решено было засесть в студии и толково связать это всё в один релиз. И ведь получилось же! Как говорится, и фанаты целы и Universal сыты!

Херр (а именно так обращаются к мужчине в Норвегии) Мортен Харкет презентовал на пластинке три композиции: “The Wake”, “Forest Fire” и “Living At The End Of The World”, отказавшись от своих фальцетных изысков и – наконец-то – в отличие от своих сольных релизов, предоставив нам полный спектр своего диапазона. Основной же композитор и по совместительству драммер, гитарист и иногда певец Пол Виктор-Савой, как и положено лидеру этого коллектива, даровал человечеству шесть песен. Ну а клавишник Магне Фурухольмен создал столько же творений, сколько и фронтмен Харкет.

Теперь собственно о самой музыке, из-за которой мы и покупаем то, что нам нравится. От практически чистого синти-попа с пронзительным синтезаторным битом, предложенного нам в предыдущем “Foot Of The Mountain”, в “Cast In Steel” не осталось и следа. New Wave? В определённой степени, да. Плотный, насыщенный саунд, удивительно сложная гармония многих песен, практически идеально разбавленная иногда мажорной, иногда минорной прогой и неоклассикой. Атмосферно-пейзажные композиции сменяются эффектными «зажигалками». Есть и спорные номера в концовке. Умышленно не называю названия треков, дабы избежать давления на нашего слушателя или глупо констатировать очевидные факты. Вновь предоставляем ему право прийти к выводу самому. Но ни один слушатель, пусть он будет трижды противником A-ha, не упрекнёт команду в фальши и неискренности, а главное в том, что они исписались. Многие ли коллективы с более чем тридцатилетней (!) историей этим похвастаются?