Seredina

Группа Середина появилась в 90-е годы прошлого века и сразу обозначила себя как музыкантов, играющих пост-рок с легким налетом минимализма. За плечами музыкантов более сотни сыгранных концертов в известных клубах Москвы и многих других городах России и мира, среди которых, такая экзотическая страна, например, как Таиланд. Песни Середины можно услышать на Радио Маяк, радио России, Говорит Москва, Комсомольская Правда. Активная концертная деятельность коллектива не перестает удивлять и фанатов, и любителей музыки пост-рок. Участие в фестивалях «Пустые Холмы», «Платформа», “Art Meeting”, “МusOcean”. Многочисленные международные конкурсы и звание лауреатов. И при этом еще – запись нового альбома. Мы встретились с лидером группы Середина, Денисом Устюжанином, чтобы поговорить о новой работе. Но постепенно разговор перетек в плавное русло извечных вопросов о смысле жизни, философии счастья, мечте.

Денис, расскажите, пожалуйста, с чего же все началось?

Поначалу я писал стихи, потом появилось желание сочинять песни. Играл на фортепиано, позже появилась гитара — с ней сочинялось лучше. В 1997 году я познакомился с пианистом Сергеем Геокчаевым, показал ему свои наброски. Он сказал: «Ты мыслишь в верном направлении». Мы сошлись на общности музыкального восприятия. В музыке Сергея был тот самый музыкальный импрессионизм, которого так не хватало вокруг! Потом я стал развиваться в этом направлении, слушать других, играть с Сергеем, работать со звуком…

Поделитесь, пожалуйста, как Вы добиваетесь столь качественного звучания? Долго ли работаете над звуковой палитрой своих композиций?

Спасибо, что оценили качество звучания. Мы действительно много над этим работаем. Ведь чтобы на концерте песня прозвучала так, как у меня в голове, требуется многоуровневая проработка деталей. Каждый музыкант вовлечен в процесс: репетиции, поиск тембра инструментов; и надо учесть акустику клуба, которая часто весьма специфична. И если после этой работы на концерте вы слышите музыкальный импрессионизм — цель достигнута!

Скажите, Денис, а Вы мечтали о карьере музыканта, долго к этому шли?

Моя мама несколько лет пела в ВИА, и вообще все время пела. Конечно, мне тоже хотелось петь! В музыкальной среде я не вращался, и двигаться в этой теме не представлялось возможным.
К окончанию школы вдруг понял: ничего конкретно меня не интересует, а профессия нужна. Так как были склонности к рисованию, то поступил в художественный лицей, где получил среднее художественное образование и диплом резчика по дереву. Но к тому времени интерес к изобразительным искусствам угасал, а к музыке уже четко обозначился. Поэтому решил не поступать в пединститут, хоть и долго готовился. Я нашел работу два через два, а в свободное время плотно занимался стихами и песнями. Заработанные деньги тратил на инструменты и всякие приборы для звука. Брал уроки гитары и вокала. Выступал от случая к случаю в одиночку и с Геокчаевым, используя любую возможность.

Пригодились ли Вам в дальнейшем навыки резчика по дереву и умение художественно воспринимать мир? Для меня цвета и звуки всегда были связаны между собой. Часто музыка или песня окрашивается в какой-то цвет, так почему бы не работать с аранжировкой, как с картиной?

Творческому человеку, чтобы добиться результата, нужно владеть многими навыками одновременно. Умения написать песню недостаточно. Например, нужно позаботиться о том, чтобы мне сделали достойную обложку к альбому, а для этого я должен общаться с художником или дизайнером на его языке. Мне надо представлять, какую картинку видит зритель на сцене, и как мы должны выглядеть. В общем, художественное видение очень помогает.

Денис, а как к Вам приходит замысел композиции?

Чаще я пишу текст, а потом уже рождается музыка. Но случается и наоборот. Однажды Сергей Геокчаев принес «эскиз». Было в аккордах что-то необыкновенное, завораживающее, зовущее туда, где я еще не был. Так родилась песня «Океан». С этой песней у меня многое связано. После её появления началась как бы трансформация моей реальности. Песня вроде бы об океане, и в то же время, о неведомом! О мечте, которая всегда с нами и о месте, которого нет.

Океан-это символ, аллегория, которая проявилась наяву и в Вашей жизни. Поделитесь секретом, как Вам удается воплощать свои мечты в реальность?

Во всем виновата музыка (смеется). Серьезно, все, что у меня в жизни случается, происходит благодаря ей! Например, я встретился со своей будущей женой, увидел океан, которого прежде не видел…

Когда снимали видеоклип на песню «Океан» произошел фантастический случай: все шесть съемочных дней было солнечно и ясно. А в последний день пошел дождь. Небо с самого утра затянуло тучами, и лишь на несколько минут, когда шли съемки, Вам удалось договориться со стихиями природы и «вызвать» солнышко. Денис, вы волшебник?

Ну, я просто верил, что все получится (смеется). И когда мы уже отсняли основной материал и ехали снимать финальную сцену, кое-кто из участников команды засомневался в удачном исходе. Был другой свет по сравнению с тем, который присутствовал в кадре все эти дни. Три часа мы просто ждали. И за полчаса до заката дождь перестал, а в узкий просвет между облаками на несколько минут выглянуло солнце, и мы сняли. И, знаете, такая благодарность родилась во мне: за то, что мы выполнили работу, за то, что я есть. За все, что нам было дано, и еще дано будет. А потом… Солнце село, и мы уехали удовлетворенные проделанной работой. Кстати, это был последний теплый день лета — потом погода безвозвратно испортилась.

Потрясающая история. Все-таки, думаю, Вы — волшебник. А как Вы наколдовали в Середину таких прекрасных музыкантов? Каким образом стали играть вместе?

Мы с Сергеем Геокчаевым долго играли в акустике, но я мечтал о группе. Постепенно появились возможности и знакомства. Так к нам пришёл виолончелист Леша Орлов. Нужно сказать, Алексей, кроме «Середины» играет в нескольких коллективах, среди которых «Мельница» и его собственное детище струнный квартет «Vesperchellos», и мы очень ценим его вклад в группу.

Сергей к сегодняшнему моменту многого достиг как в сольном творчестве, так и в работе с музыкантами. Он — композитор проекта «Знак неравенства» нашумевшей поэтессы Веры Полозковой, а его сольные треки можно услышать на телевидении и в аудиокнигах.

Нам нравилось играть в акустике, но хотелось и драйва. В 2014 году мы пригласили за барабаны Сашу Захарова, который на тот момент играл вместе с Сергеем в группе «Анна Пингина». Саша с ходу придумывал партии, и его креативное мышление сразу нас подкупило. На альбоме все барабанные партии сыграл именно он.
Также стоит упомянуть пятого участника группы, мою жену Настю, хотя она и не играет на музыкальных инструментах. У нее много функций по организации, и она плотно задействована в творческой части. Ведёт интернет-странички, пишет посты, делает фотографии, видео, афиши. С ней мы решаем, что такое «хорошо», и что такое «плохо», и даже вместе написали тексты к нескольким песням.

Можно сказать, что «между делом» родился еще один проект с музыкантом Филиппом Барским, арфистом и звукорежиссером, «Дверь над водой». Расскажите об этом проекте поподробнее.

Встреча произошла случайно, а может и…не случайно. Мы встретились с Филиппом в Абхазии, на берегу моря. У него была с собой арфа и портативная студия. Вместе посидели, поэкспериментировали со звуками, с моими стихами, и решили запечатлеть. Поскольку запись происходила прямо на берегу, в песни неизлечимо прописался шум моря. Так родилась «Дверь над водой» — акустический альбом из девяти песен, переплетенных струнами арфы и звуками природы. И море в нем, как «действующее лицо».

Очень красивая и нежная работа. Даже трудно с ходу определить музыкальный стиль, в котором вы играете. Нью-эйдж, рок? Как Вы сами для себя определяете свой музыкальный стиль?

Я предпочитаю не определять наш музыкальный стиль, пока меня не спросят. Хочется сказать: послушайте, и определите сами. Когда мы играем в акустике, наверное, это импрессионизм или акустический нью-эйдж. Для звука группы мы выбрали определение «менестрель-пост-рок». Менестрель — странствующий певец средневековья, исполняющий свои песни. Пост-рок — стиль музыки, который близок мне и Сергею. Его элементы мы вводим в аранжировки. Большую роль играют инструментальные наслоения, за которые у нас отвечает Сергей Геокчаев. Электровиолончель дает утяжеленные риффы и яркие соло, ища фишку для каждой песни.

Наверняка Вы в юности увлекались роком, что в своих песнях и выражаете в полной мере. Какую рок группу слушали особенно часто?

В то время, когда музыка была на кассетах, и выбор был зачастую невелик, было большой радостью заполучить что-то интересное. Для меня этим интересным стала группа Radiohead. Эти кассеты заслушивались до дыр. И конечно хотелось когда-нибудь записать что-то своё.

По-видимому из этих самых мечтаний, а также из того материала, который накопился к сегодняшнему дню и будет «соткан» будущий долгожданный альбом?

Из материала, который накопился к сегодняшнему дню можно сделать не один альбом. Этот же сложился как мозаика из песен разных периодов. А альбом действительно долгожданный. Не один месяц мы работали над звуком, перелопатили аранжировки, искали нужное звучание. Кроме привычных инструментов мы использовали много «умной» электроники. В общем, в этот альбом мы вложили душу, как бы пафосно это ни звучало, и мы его уже любим. Эта работа станет очередным шагом в развитии группы, т. к. мы все ближе к изначальной задумке. Звук на концертах тоже изменится. Мы зазвучим плотнее, а в каждой песне еще больше проступит свой характер.

Желаю вам и команде успеха!

Спасибо за теплые пожелания! Ждем всех вас на наших концертах, не пропустите презентацию 29 мая в клубе «16 тонн»!