Что такое сбитень? Старинный русский согревающий напиток на меду с пряностями и травами. Музыкальная группа из Санкт-Петербурга неслучайно выбрала такое название: русский песенный материал – это «мёд», а музыкальное обрамление – «пряности.» В творчестве музыкантами прежде всего движет желание поделиться со зрителем теми внутренними мощью и красотой, какие довелось услышать и узнать через аутентичные песни и наигрыши деревенских музыкантов.

— В репертуаре группы Сбитень — русские мелодии и песни в современной обработке. Почему именно такой выбор материала?

— Роман Стансков: для меня, например, это любопытный эксперимент! Были опыты и в рок-музыке, и в авторской песне. Занимался и кельтским, балканским, шведским фолком и академической музыкой. В дальнейшем понял, что русский песенный фольклор – практически ещё непаханое поле для исследования и источник настоящего творческого вдохновения!

— Лара, знаю, что Вы начали выступать с 2005 года. Пели авторские песни, в том числе песни на стихи поэтов серебряного века. Именно тогда увлеклись русскими народными песнями? А что привлекает Вас в этом материале более всего: мелодика, стихи?

— Лара Степанова: когда-то я исполняла свои авторские песни. Вдохновившись образами древней Руси, стала писать песни на русскую народную тематику, а также придумывать музыку на стихи «крестьянских» поэтов, таких, как Cергей Клычков, Cергей Городецкий.Позже благодаря сборникам впервые познакомилась с настоящей народной поэзией. Она другая, простая, но глубокая. В ней нет ничего лишнего, и все эпитеты такие, что лучше и не написать. И я подумала: зачем что-то писать? От текста «пошла» к мелодии, решив обратиться к творчеству исполнителей, поющих народные песни, к записям семейных фольклорных ансамблей. Потом услышала архивные фольклорные записи: слово, мелодику и, самое главное, голоса, тембры. Ну и понеслось. Мне стало интересно пробовать петь эти песни, а также пробовать заниматься их обработкой. Отмечу, что большинство песен в традиции пелось без музыкального сопровождения. Одно дело – пытаться воссоздать старинную песню сольно, или в вокальном ансамбле, а другое – дать песне новое прочтение в команде музыкантов.

— Вышел уже второй альбом группы-«Лики весны». Есть ли в нём для нас, слушателей, «сюрпризы» и в чём это выражается?

— Роман Стансков: наверное, стоит послушать и сравнить первый и второй альбомы, чтобы понять разницу. Между ними временной разрыв в восемь лет. (Первый альбом Сбитня «У ворот» вышел в 2009 г. на лейбле «Перекрёсток рекордз»-прим.автора). Второй альбом, «Лики весны», мы записали в 2017 году. За этот срок изменился подход к аранжировкам, музыканты стали больше экспериментировать. И если первый альбом был записан в стиле фолк-рок, то второй уже звучит как фолк-фьюжн. В «Ликах весны» использовано много разнообразных этнических инструментов.

— А кто автор идей саунд дизайна вашего второго альбома?

— Роман Стансков: мы пробовали записываться на разных студиях, искали «свой» звук. В итоге оказались на студии BST у звукорежиссёра Максима Остроухова. Когда он свёл первый трек «Бярвенечка», поняли,что Максим именно тот, кого мы искали. Кстати, одновременно с записью альбома в 2016 году сняли клип на песню «Бярвенечка».

— Расскажите,пожалуйста, как именно происходит процесс написания (аранжировки) песен? В этом процессе участвует вся группа?

— Лара Степанова: материал, как правило, приношу я. Из множества песен в своем аудио-архиве я выбираю, ту, что на данный момент постоянно крутится у меня в голове, и которая, как мне кажется, может прозвучать у нас в группе по-особенному.Приношу песню или в нетронутом виде, или уже с какими-то своими идеями по аранжировке. Обсуждаем малым составом. Ребята в свою очередь тоже предлагают решения: гитарные риффы, гармонию, мелодические вставки. Если идей недостаточно, то песня «кладётся на полку». Если идеи бьют фонтаном,то работаем с песней дальше! На общей репетиции додумывается что-то еще, сочиняются дополнительные мелодические линии, барабанный рисунок… В общем, идет процесс полного взаимодействия, главное найти компромисс в спорных моментах.Песня начинает «складываться», приобретает форму и определенный стиль.Правда, бывает и по-другому. Например, новая песня «Пришла весна» родилась так: Рома (гитара/бузуки) сыграл на репетиции какой-то эмбиент со всеми своими педалями, и я подумала, что на «это» прекрасно может наложиться «вот такая» обрядовая песня,спела её, а также напела дополнительную тему.Роман мою мелодию видоизменил, весьма воодушевился и далее руководил процессом практически самостоятельно.

— Роман Стансков: что касается аранжировок, то мы подбираем песни разные по характеру и манере, но главное для нас – это чтобы был внутренний душевный резонанс, созвучие с песней. Если душа откликается, тогда и аранжировка даётся легко!

— Важна ли для вас критика?

— Лара Степанова: есть и критика. Хотелось бы конечно больше и по существу. Правда, критикуют, скорее не музыку, а более очевидные вещи: костюмы, поведение музыкантов. Здесь я слушаю всех, делаю определённые выводы. Часто бывает, что человек мало что смыслит в музыке, но знает как себя подать, знает вещи, связанные с пиаром, или наоборот, тонко чувствует музыку, и ему остальное «по барабану», но таких меньше.Любые советы или критика будут для нас ценны.

— А что бы вы определили как «визитную карточку» группы Сбитень на сегодняшний день, в чём узнаваемость для поклонников, зрителей и слушателей?

— Лара Степанова: прежде всего наша «визитка» – это наша музыка, вернее наши аранжировки.Любим поэкспериментировать с разными стилями, чередуем ритмические рисунки, в общем, подходим с фантазией. Хочется еще раз повторить, что за основу мы берём песенный материал из архивных источников.Ещё, наверное, состав инструментов, в котором наряду с «роковой» ритм-секцией есть скрипка и бузуки. Возможно, такое сочетание инструментов и отличает нас от других групп.И-музыканты.О каждом из них могу говорить много и с удовольствием!

— Кстати о музыкантах. Какими качествами, профессиональными и личными, должен обладать музыкант, чтобы играть в Сбитне?

— Лара Степанова: сейчас мне определенно нравится наш состав, и мне хотелось бы творить в таком составе как можно дольше. Какими качествами? Заинтересованностью в нашей музыке, ну и, конечно, музыкальной эрудицией и умением играть. И, главное, простотой в общении.

— Роман Стансков: в процессе записи альбомов каждый из музыкантов непременно вносит свою «составляющую», определённую харизму, опыт. Главное, чтобы работать нам вместе было легко и комфортно!

— О фолк музыке народ знает мало. Планируете ли вы мастер классы образовательной направленности?

— Роман Стансков: мастер-классы – это всегда хорошо. Они повышают уровень не только учащихся, но и преподавателей. Мы могли бы поделиться своими знаниями и навыками,например,игре на инструментах.

— Лара Степанова: Мое мнение, что мастер-классы по русскому фольклору лучше всего могут давать этномузыкологи и фольклористы, ну и конечно мастерству стоит учиться у народных исполнителей из глубинки. Мы лишь аранжируем и «осовремениваем» для наших слушателей и зрителей русские народные песни.

Вконтакте.

Facebook.

Soundcloud.

YouTube.

— Чем занимаются музыканты вне сцены/студии,в свободное время, если оно у них есть?

— Лара Степанова: очень мало свободного времени, к сожалению.Люблю пошить. Люблю погулять на природе, летом съездить на залив, речку, в лес за грибами, зимою покататься на лыжах с друзьями. Люблю посещать города,где никогда не была.

— Роман Стансков: свободного времени у нас не так много. У каждого из нас есть постоянная работа в Петербурге. Досуг же проводим по-разному. Кто-то любит активный отдых на природе, а кто-то – посидеть в тишине с книжкой, или за шахматной партией.

— Где больше всего нравится выступать? На концерте, со сцены; на улице импровизировать (если были такие импровизации), на фестивалях? И какое значение для группы Сбитень имеет участие в различного рода фестивалях?

— Лара Степанова: больше всего мне нравятся фестивали. Это почти всегда гарантированно хороший звук и большая аудитория. Мне легче петь на больших сценах. Значение фестивалей в жизни группы неоценимо, потому что, кроме привлечения аудитории, имеют место и сценический опыт, и новые знакомства.Чем больше ты участвуешь в фестивалях, тем больше тебя приглашают.

— Роман Стансков: фестиваль – это всегда маленькое приключение, море впечатлений, новые знакомства, общение и обмен опытом. Ну и еще, как правило, это драйв. Ведь выступление на фестивале – это игра на большой площадке с «жирным» звуком перед многочисленной аудиторией. Это уже совсем другая энергетика, другое ощущение.Сбитень –отчасти студийный проект. Очевидно, что на живой сцене нам сложно воспроизвести всю ту звуковую палитру, какая представлена на альбомах. По сравнению с другими командами, сольные концерты в клубах Петербурга мы даём довольно редко. Чаще приходится выступать на тематических мероприятиях и встречах.

— Многие фолковые группы отмечают тот факт, что за рубежом велик интерес к русскому фольклору. А вот в России народными песнями мало интересуются. Как думаете,почему так происходит?

— Роман Стансков: Традиционная русская музыка за рубежом – это далеко не такой «раскрученный брэнд», как, скажем, celtic, country, gypsy, или balkan music.

— Лара Степанова: что можно сказать о бренде «русская народная музыка» и что именно под этим подразумевается? Калинка-малинка под балалайку, казаки с шашками или даже академический народный хор? Долгое время так оно и было. И лишь в последние два десятилетия ситуация с русской народной музыкой стала меняться. На сцену приходят ансамбли и группы, работающие в другой стилистике, причем разнообразие очень велико как по материалу (от архаики до поздних частушек и романсов), так и по его обработке (от полной реконструкции аутентичной песни до электронных экспериментов с ней).Что именно будет востребовано аудиторией, в том числе зарубежной, покажет время. Радует, что сегодня у соотечественников постепенно просыпается интерес к нашей истории и традициям, в том числе и музыкальным.

— Есть ли у музыкантов группы Сбитень заветная мечта, какие планы?

— Лара Степанова: как у музыканта группы? Да. Найти хорошего директора группы или менеджера, съездить в полноценный гастрольный тур, попасть на престижный фестиваль, выйти за пределы российской аудитории.

— Роман Стансков: а в планах на будущее – участие в конкурсах, в летних фестивалях, и, конечно, запись следующего альбома, материал и идеи для которого постепенно набираются. А самое главное – не хочется творчески выгореть. Хочется сохранять ощущение радости от тех моментов в работе над песней, когда появляется удачная находка, её дополняют другие и, наконец, песня начинает играть новыми красками.

— Роман, Лара, спасибо за интервью и удачи в творческих начинаниях!

Состав группы Сбитень (Санкт-Петербург, 2017):

Лара Степанова – вокал, перкуссия;
Роман Стансков – бузуки, гитары, цеттерн, мандолина (и прочие струнные), флейты, варганы, перкуссия;
Евгений Коваленко – бас-гитара;
Марина Корсакова – скрипка;
Дмитрий Бабурин — барабаны.