Роман Пан, участник популярной группы «Банд’Эрос» уже не первый год известен в рэп-кругах. В уходящем 2017 году Рома согласился дать интервью нашему журналу, в котором мы обсудили его первые годы в рэпе, участие в группе, а также планы по сольному творчеству.

— Ты начал читать рэп, будучи в 9 классе. Что изменилось в тебе как в рэпере за прошедшие годы?

— Скорее всего главное изменение в том, что мне стало тесно в стиле. Для поколения, которое выросло на том же Wu-Tang, сегодняшний рэп воспринимается негативно.

Рома Пан в iTunes.

— На кого ты ориентировался вначале своего творческого пути?

— Одним из таких исполнителей был Busta Rhymes. Я обращал внимание в первую очередь на технику и стиль. Что касается смысловой нагрузки в песнях, тут все гораздо сложнее. Несмотря на то, что я учился в школе с английским уклоном, мне не хватало опыта для полноценного понимания текста. В песнях часто встречались жаргоны, значение которых я не знал, отчего и понимание смысла было примерно 50/50.

Банд’Эрос в iTunes.

— Ты учился по направлению «Менеджмент в музыкальной индустрии». Почему выбрал это направление?

— Сперва я учился на юриспруденции, но вскоре ушел, потому что понял, что это не моё. Хотелось получать кайф от того, чем занимаешься. После поступил на направление «Менеджмент в музыкальной индустрии», но и там я промахнулся. Я был отчислен и высшего образования не получил.

— Какие книги способствовали формированию твоей личности?

— Я бы хотел выделить книгу «Корни Травы», написанную Майком Телвеллом. Это произведение у нас ходило буквально из рук руки. Не буду вдаваться в сюжет, хочу лишь сказать, что меня так увлекла книга, что прочитав её, я стал интересоваться литературой.

Сейчас же в основном предпочитаю читать биографии и мемуары. Из недавно прочитанных мне очень понравились биографии генерала Бенкендорфа, Че Гевары «Я — конкистадор свободы» и «Дневник» Александра Судоплатова. Больше всего в подобных произведениях меня поражает, что это истории, которые в художественной литературе относились бы к таким жанрам как детективы, триллеры, но эти истории существовали, и реальные люди переживали эти ситуации.

— Как относишься к рэп-баттлам?

— К рэп-баттлам отношение изменилось недавно, во многом это благодаря появлению упоминаний баттлов в отечественном медиа и баттлам Оксимирона. Но, в основном, отношение негативное. Я не хотел бы оказаться на баттле в качестве участника, потому что чувствую, не смог бы сдержаться и обязательно ***** [ударил] бы. Рэперы часто переходят допустимые границы. Всё-таки у нас с Америкой различаются менталитеты, и за многие слова у нас можно легко получить по лицу. Не стал бы участвовать даже при условии, что будет обговорено что можно говорить, а что нельзя. Баттл без оскорблений – не баттл.

— Ты сам занимаешься спортом, поэтому не могу не спросить тебя: после отстранения Российской сборной от Олимпийских игр поднялось обсуждение, что российские спортсмены не должны ехать под нейтральным флагом. Каково твоё мнение о сложившейся ситуации?

— Мое мнение аналогично с мнением Иоланды Чен и Юрия Дудь. Спортсмены не виноваты, виноваты спортивные функционеры. Спортсмены теряют свое здоровье на тренировках и не должны лишаться поездки из-за людей, которых назначали для избегания подобных ситуаций.

— Нет желания делать социальный рэп, охватывающий проблемы общества?

— Послушайте «Рим номер три» и «Дух времени». Там все сказано.

— Рэперы часто посвящают песни своей семье, почему у тебя нет песен про жену и дочь?

— Почему нет песен – не знаю, возможно, время еще не пришло. Зато с рождения дочери написал много детских стихов. Пока что ей их не читал, ей сейчас только 9 месяцев, но, когда будет постарше, обязательно прочту. Думаю, они ей понравятся. Я читал их своим племянникам, они были в восторге.

— Нет в планах выкладывать эти стихи видеозаписями или текстом у себя на странице «Вконтакте», чтобы твои поклонники могли узнать тебя как детского поэта?

— Я думал об этом и рано или поздно я так и сделаю. Желание есть, проблема в свободном времени. Его, можно сказать, нет. Есть семья, есть занятость в «Банд’Эрос» и найти время для сольного творчества очень сложно.

— Раньше русский рэп был не так сильно востребован как сейчас. Скажи, у тебя был план Б, если карьера рэпера не задастся?

— Если быть честным, то плана Б не было. Как говорится, очень хотелось творить. Был готов чуть ли не одним «Дошираком» питаться, лишь бы оставаться в музыке. Естественно, сталкивался с недопониманием от родителей, которые не разделяли моих взглядов, но это не останавливало меня. Я был ещё молод, на тот момент ещё не повзрослел, что ли. Сейчас, будучи уже семейным человеком, вижу много различий в себе сегодняшнем и в себе лет 10 назад.

— Лет 8-9 назад, когда вбивал «Рома Пан», поисковик выдавал крайне мало композиций. С чем это связано?

— Это связано с ленью и разгильдяйством. На самом деле у меня было достаточно материала, но по какой-то причине почти ничего не выкладывал. В то время, к слову, я состоял в объединении Union 7.62, в которое помимо меня входили Dino MC47, Прямой, ЭлКей, Alee и Negd Pull. На мой взгляд, это было мощное объединение, которое могло взорвать. У нас выходил тизер трейлера на песню «Действуй», который был круто снят, но к сожалению тизером так и остался. К сожалению, как быстро мы добились первого успеха, так же быстро пошли на спад. Вместо того, чтобы работать усерднее, мы снизили к себе требования, стали больше тусоваться и для объединения всё закончилось плачевно.

— Вероятнее всего, многие люди о тебе узнали после совместной песни с Dino MC 47. Расскажи про знакомство с ним.

— В начале своего творческого пути я принёс свои демки Александру Толмацкому. Кто бы что про него не говорил, продолжаю уважительно относиться к нему. Именно у него на студии я познакомился со многими творческими людьми. Одним из них был Dino MC 47. Он послушал мои демо, они его заинтересовали, и мы пообщались. Поняв, что у нас много общих взглядов, решили вместе записать песню.

— В свое время клип «Хочу в жаркие страны» активно транслировался на музыкальных каналах. Почему в версии для клипа убрали твой припев?

— Если бы не припев Аделины, клипа и не было бы.

Как это? После выхода песни мне звонит Аделина и говорит, что ей понравилась песня и она хотела бы исполнить в ней припев. Я ответил, что узнаю у Тимура (Dino MC 47, прим.). На самом деле не был положительно настроен касательно этой идеи. Скепсис у меня был до тех пор, пока она не сказала, что у нее имеется N-ная сумма, которую она готова вложить в клип. Так всё и случилось: Аделина на припеве, у нас клип.

— Тебя крайне редко можно услышать на фитах у рэперов. Как так оказалось, что вы с Дино из Триады записали совместную песню?

— С Вовой и Алексеем (Нигатив и Дино, прим.)мы уже долго дружим. Познакомился с ними, когда подписал контракт с «Монолитом». Продолжаем общаться и по нынешний день, если получается встретить друг друга – встречаем. Я их в Москве, они — в Краснодаре. Мне очень импонирует их творчество. Оно не меняется с годами. Люблю людей, которые остаются верны своему выбору, не покидают свою стезю.

«Караван» же, если быть честным, не первая наша совместная работа. Несколько лет назад была записана песня «Я тот, кто я есть». Только там помимо Алексея участвовал и Владимир. Она так и осталась невыпущенной, вероятнее всего, также, из-за моего разгильдяйства. Возможно, когда-нибудь и выпустим её, правда, перед этим я бы свой куплет переписал.

— Слушая твои старые песни, такие как «Николай Петрович», «Прости за любовь» и другие, сложно было предположить, что ты окажешься в «БандЭрос». Очень разные стили исполнения. Расскажи, как ты оказался в группе.

— С Александром Дуловым (продюсер «БандЭрос», прим.) я познакомился в период, когда зависал на студии у Толмацкого. Когда в 2010 году Александр мне позвонил, а его звонки мне являлись редкостью , я предположил, что это будет связано с группой.

— Почему ты так решил?

— Мне по секрету сказали, что Батишта собирается покидать коллектив. Я связал одно с другим и, как видим, не ошибся.

— В связи с разными стилями легко ли тебе было писать куплеты для группы?

— Мне пришлось сильно переучиваться, чтобы попасть в формат группы. Я днями и ночами писал, смотрел выступления американских коллективов, чтобы в конечном счете выдавать куплеты, достойные группы.

Сейчас же процесс написания происходит примерно так: Александр показывает демку и около часа рассказывает, что он видит или хочет увидеть в моём куплете. Времени на написание всегда уходит по-разному.

— Когда ты пришел в группу, велась работа над вторым студийным альбомом. Как быстро ты влился в рабочий процесс?

— Я буквально не вылезал из дома, писал куплеты для альбома, но, стоит сделать на этом акцент, у нас с Александром был разговор. Да, он сказал, чтобы я писал свои куплеты, но, добавил, если они ему не понравятся, то будут заменены на его. Таким образом, на «Кундалини» к куплетам в «Китано», «В ГУМе, в ЦУМе и в ДУМе», «Простые уругвайские девушки» я не имею никакого отношения. Мною были написаны такие песни как «Не под этим солнцем», «Не глядя на свою тень», «Про моделей» и «Утро».

— Тебе не было обидно? Ты — рэпер, а в итоге твои куплеты отвергают и приходится читать чужой текст?

— Обидно не было. Александр очень талантливый человек. На словах сложно объяснить, его надо знать лично. Для примера: «Банд’Эрос» – его авторский проект. Он в свое время лично набрал коллектив и пишет для группы и музыку и слова, включая рэп-куплеты. Все эти годы. К тому же, во мне рэпер, как таковой, умер с распада Union 7.62.

— Что тебе дало нахождение в группе в плане творчества?

— В первую очередь у меня поменялось отношение к творчеству. Раньше я писал на **** [спустя рукава], мог за вечер несколько текстов писать. Сейчас же ответственнее подхожу к написанию. Хочется на уровне быть, не снижать качества. Стал уделять внимание смыслу между строк, сарказму. Увидел шоу-бизнес изнутри. Это, если говорить про положительные моменты. Из отрицательного могу выделить лень. Когда находишься в группе и не отвечаешь за всё один, так или иначе, облениваешься.

— Если сравнивать «Банд’Эрос» 2010 года и сегодня, то может создаться впечатление, будто группа стоит на месте. Ты согласен с этим мнением?

— Нет, категорически не согласен. Группа остается верна и себе и продолжает существование в том же формате, что и раньше. Как и 5 лет назад, так и сейчас, Александр наигрывает нам несколько песен, ведётся обсуждение, в ходе которого выбирается одна композиция, над которой впоследствии и начинается работа. Мы не покупаем песни у других авторов. Нам этого не надо. Однажды один известный человек, не буду называть имени, спросил: почему «Банд’Эрос» не хватается за новомодные тренды? Безусловно, мы могли бы выпустить новомодный продукт, но зачем нам это? То, что мы выпускаем, попадает в чарты и из условных двух песен, выпускаемых за год, одна точно становится хитом. Как я говорил ранее, группа остаётся верна себе.

Может быть, в следующем году порадуем поклонников новым альбомом. У нас имеется достаточно песен, часть которых точно не подходят для вещания на радио, ибо не формат. Также на 2018 год намечено «Банд’Эрос club-show», для которого мы готовим новую программу.

— Перейдем теперь к твоему сольному творчеству. Ты начинал записывать альбом. Что с ним стало?

— Альбом должен был назваться «Байки из рэпа». Должен был состоять из сторителлингов, к которым у меня, можно сказать, страсть. Из-за нехватки свободного времени альбом так и остаётся в виде текстов. На самом деле, у меня много сольного материала. Если бы я ставил целью выпустить альбом, я мог выпустить три разноплановых релиза, но такого желания на данный момент у меня нет.

— Даже ради спортивного интереса не хочется их выпустить?

— Я считаю, что спортивный интерес – враг качества. В шоу-бизнесе он должен присутствовать, но именно в самом творчестве – нет. Творчество сильно страдает от этого.

— Есть планы на сольное творчество в 2018 году?

— Да. Возможно всё-таки запишу «Байки из рэпа». Кроме того, в феврале планирую снять клип на песню «Единоборства». Для этого собираюсь посетить именитые залы для съёмок. Главное же, что я хочу реализовать в 2018 – аудио-спектакль. С давних пор мечтаю сделать рэп-мюзикл, но понимаю масштаб затеи и понимаю, что на данный момент к реализации не готов. Реализовать аудио-спектакль всё-таки полегче будет. Уже имеется текст из 7 куплетов, общая продолжительность которых – минут 10-15. На это произведение меня вдохновила поэма Евгения Евтушенко «Голубь Сантьяго». Считаю его одним из величайших произведений. Когда я закончил свой текст, очень хотел прочитать его Евгению Евтушенко, нашёл выход на него, но, к сожалению, не успел с ним увидеться.

Я очень самокритично отношусь к своему творчеству, но за эту работу, как и за куплет к песне «Не под этим солнцем», я могу поставить себе «5».