Nouvelle Philharmonie – инди-классический музыкальный проект, существующий с 2013 года. Музыканты подружились еще во время учёбы в Беларуси и продолжили совместное творчество выступлениями за рубежом.

— Мы общаемся сразу после концерта в Белорусской филармонии, и ваш коллектив называется «новая филармония». Почему именно такое название?

— Сергей Cмирнов: Всё началось с того, что мы с моим другом (и, по счастливому стечению обстоятельств, виолончелистом) Димой Цыпкиным стали сами организовывать концерты, находили интересные площадки, придумывали программы и занимались всеми сопутствующими вопросами. Постепенно наша деятельность стала приобретать черты серийности, и, по сути, мы стали заниматься планированием концертов во Франции, Бельгии и Голландии на сезон вперёд. Соответственно, перед нами встал вопрос о придании нашей активности организационно-юридического статуса. Над именем мы думали не очень долго: так как, в принципе, мы занимались тем, чем занимается филармоническое общество, то решено было назвать наше предприятие филармонией. Но новой. Организация зарегистрирована во Франции, отсюда и французское название — Nouvelle Philharmonie.

— В аннотации к вашим концертам о вашей группе можно прочитать, что состав Nouvelle Philharmonie сложился не сразу. Какими качествами нужно обладать,чтобы стать полноправным членом коллектива?

— Сергей Смирнов: Я думаю, стабильного состава Nouvelle Philharmonie не существует и не может существовать в принципе, но в рамках нашей организации существуют устоявшиеся и состоявшиеся формации, такие как фортепианное трио, или квартет, где к составу нашего трио примкнул альтист Андрей Малахов. А Дима, к примеру, отлично взаимодействует в дуэте с замечательной гитаристкой Натальей Липницкой. Единственный критерий, на который мы опираемся при решении пригласить в нашу тусовку того или иного человека прост: приглашенный должен быть нам симпатичен. Нам симпатичны люди талантливые, честные и незашоренные.

— Вы играете разную музыку, и классику, и авангард, и рок, и минималистические современные произведения. А что больше всего нравится?

— Артём Шишков: Для меня не так важен стиль и направление, как содержание — и интеллектуальное, и чувственное. Конечно, чаще всего чем «сложнее» музыкальное произведение, и чем больше автор затратил на него сил — творческих, эмоциональных, душевных, умственных, — тем оно глубже и интереснее, тем больший отклик оно вызывает в слушателе. Но здесь есть важный нюанс. Слушатель должен быть подготовлен к восприятию материала, как интеллектуально, так и эмоционально. В современном же мире, на мой взгляд, страдает именно эмоциональная сторона. Все больше людей по разным причинам эмоционально и чувственно остаются на уровне ребенка, и поэтому по-настоящему глубокое искусство не трогает, не вызывает у них интереса, кажется скучным, чересчур сложным и непонятным. Это, как мне кажется, связано с недостатком прямого, глубокого общения, всё больше уступающего место поверхностному и примитивному — через экран или, в лучшем случае, динамик смартфона, а также с дефицитом времени, которое человек должен (подчеркиваю — должен, если он хочет развиваться) проводить наедине с самим собой и своими мыслями и эмоциями, тем самым развивая в себе те самые мыслительные и эмоциональные способности. Куда как проще включить телевизор или радио и получить дозу простых и примитивных эмоций и ощущений. Можно долго рассуждать на эту тему, но всё это я к тому, что лично меня прежде всего интересует не стиль, а содержание. Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.

— Как вы составляете свой репертуар, программу, с которой гастролируете?

— Сергей Смирнов: Как мы составляем программы наших концертов? Тут нет простого ответа, это всегда происходит по-разному. Иногда нам попадается на глаза какое-то сочинение, которое мы хотим исполнить. Сочинение это становится системообразующим в нашей будущей программе, и мы ищем что-то ещё, что будет хорошо сочетаться с ним и дополнять его. Просто собираем программу концерта из условных «кирпичиков», переставляя их, выкидывая, если требуется, в соответствии с нашей внутренней концепцией и личным вкусом. В контексте гастролей программы иногда претерпевают небольшие изменения в соответствии с форматом предстоящих концертов. Так, в отдельных случаях мы обсуждаем программы с промоутерами наших концертов — как, например, перед гастролями в Китае. Ведь понятно, что это совершенно другая культура, новый для нас рынок и мы ничего не знаем о вкусах и традициях публики в этом регионе. Но надо сказать, что у нас есть некая модульная система, которую мы предлагаем в таких случаях организаторaм, и те могут быстро переформатировать наши программы в соответствии со своим видением таким образом, что и наше представление о прекрасном никак не пострадает.

— Ваши впечатления о гастролях в Китае?

— Артём Шишков: В Китае было очень много интересного. Всё-таки это почти другая цивилизация с совершенно отличным от европейского менталитетом. Однако они интересуются западной классической музыкой. Там существует государственная широкомасштабная программа поддержки классической музыки, и музыкальное образование слушателей и зрителей там приветствуется! На концерты приходят целыми школьными классами, рабочими коллективами. Часто на концертах классической музыки бывают аншлаги. Нас принимали прекрасно, но особенно воодушевленно, когда мы исполняли на бис нашу аранжировку китайской народной песни.

— Сергей Смирнов: ну это вполне объяснимо, это как если бы мы играли какие-нибудь «Подмосковные вечера» на бис для российской публики. Но нам, конечно, интересны и другие реакции на исполняемые нами произведения. В Китае мы играли программу в поддержку нашего диска, цикла «Времена Года» Чайковского. Там есть такой номер – «Сентябрь». Наверное, он является (или уже являлся) наименее любимым нами — это всегда был кандидат номер один на удаление, когда требовалось сократить программу. Я помню, мы даже удивлённо переглянулись после шквала аплодисментов, который разразился сразу после последнего аккорда этого произведения. Во время второго концерта ситуация повторилась. И должен признать, этот номер мы стали играть с гораздо большим воодушевлением. Реакция китайской публики никогда не подводила. Что они нашли в этой музыке? Видимо, «Сентябрь» Чайковского каким-то образом резонирует с загадочной китайской душой.

— В 2016 году Nouvelle Philharmonie выпустили свой первый диск на знаменитой парижской студии Sequenza для лейбла Phonomatik Lab. А как вообще складываются ваши отношения с лейблами?

— Сергей Смирнов: У нас никак не складываются отношения ни с какими лейблами. Смеюсь, конечно, но на самом деле мне кажется, что это может быть темой для одного отдельного интервью о том, в каком положении находится сейчас индустрия записи и дистрибуции классического (и не только) музыкального контента. Нет, даже не так. С дистрибуцией-то всё отлично, а вот с положением музыкантов не всегда всё хорошо, с их доходами, и особенно расходами — которые огромны и вряд ли окупятся, разве что косвенно. Ну это, наверное, приятно — заявить, мол, у меня вышел альбом или диск. Это звучит гордо! Но нам очень повезло, нас позвали сделать запись в замечательной парижской студии, с совершенно обалденными акустическими свойствами, отличной атмосферой, дали нам полный карт бланш на выбор той музыки, которую мы хотим записать. На сегодняшний момент такое взаимодействие с лейблами — это привилегия. И мы счастливчики. Если бы мы по каким-то соображениям сами выпускали бы записи, то, конечно, делали бы это гораздо бюджетней.

— Трудно ли молодой группе продвигать себя, искать спонсоров, продюсеров?

— Сергей Смирнов: И да, и нет. Если мы говорим об условном старом мире музыкальной индустрии, то, конечно, всё сложно. Но старый мир академической музыки не очень быстро, но последовательно умирает. А новая ситуация открывает для вас новые возможности. Зачем вам какой-то спонсор, если вы можете проводить эффективные краудфандинговые кампании под свои проекты, можете быть сами себе продюсерами. Интернет сильно поменял всю систему функционирования культурного сектора. Доставка вашего контента потенциальным потребителям, маркетинговые решения, которые были в прошлом недоступны, — всё это открыли для нас гениальные светлые головы создателей Google, Facebook, Apple и далее по списку.

— Много времени уделяете музыке? Есть ли у вас свободное время?

— Артём Шишков: Музыка, естественно, отнимает почти всё свободное время. В нашей профессии, чтобы делать что-то хорошо, надо очень долго оттачивать мастерство, но и достигнув каких-то результатов, ни в коем случае нельзя останавливаться, иначе стагнация и деградация неизбежны. Но за последний год я понял, что надо обязательно уделять время самому себе, отдыхать от этой немыслимой скорости жизни, к которой мы все так привыкли, что уже не замечаем того, что находимся в перманентном стрессе со всеми вытекающими последствиями. Поэтому с Нового Года я планирую изменить свой стиль жизни: больше бывать на природе, больше времени проводить наедине с собой и любимыми людьми, полностью отключая телефон и интернет. Творческая энергия приходит именно оттуда, а не из современного общества, которое, не замечая этого, всё больше и больше отдаляется от природы и жизни, тем самым укрепляя свои болезни и своё сумасшествие.

— Ваши пожелания начинающим музыкантам?

— Артём Шишков: Во всём, что делаете, всегда ищите себя, свою индивидуальность — это именно то, что делает любую творческую попытку по-настоящему уникальной и ценной. Без нашего личного чувства (подчеркиваю это слово) выйдет лишь набор штампов — пусть превосходных и профессиональных, но безжизненных и ненастоящих, которые в лучшем случае смогут претендовать лишь на добротную копию чего-то выдающегося. И не забывайте, что любое искусство и мастерство всегда требует огромного терпения и настойчивости, и если долго идти к чему-то, то усилия обязательно будут вознаграждены — пусть иногда другим, чем ожидали, но не менее ценным результатом.

— Сергей Смирнов: Как, например, были вознаграждены многолетние усилия на поприще логистики одного из фигурантов нашего сегодняшнего концерта — Филипа Гласса, ведь не секрет, что этот выдающийся композитор отдал свои лучшие годы нью-йоркскому сервису такси.

www.nouvellephilharmonie.com

Soundcloud.

Фото: Егор Войнов.