Украинский фестиваль “Atlas Weekend”, который прошел в Киеве с 8 по 10 июля, порадовал меломанов разнообразным лайн-апом. Целых 130 групп выступило на шести разных сценах. И в этом списке также нашлось место такой искренней, уверенной в себе и талантливой хип-хоп/соул-исполнительнице из Нигерии – Ннеки. Девушка, которая поднимает в своих песнях острые социальные и политические темы, смогла влюбить в себя и в свое творчество украинскую аудиторию и это несмотря на то, что ее музыка не ориентирована на фестивали. Ннека с удовольствием поговорила с журналистами, в частности с “Apelzin.ru”, о своем стремлении к справедливости, сравнении жизни в Европе и Африке, кто повлиял на ее музыку и какие книги она любит читать.

nneka-03

— Один из твоих альбомов называется “Victim of Truth” [Жертва правды]. Скажи, с какой правдой ты приехала на фестиваль “Atlas Weekend”?

У меня ни для кого нет особенной правды. У каждого она своя. Верю в то, что в любом случае все будет хорошо.

— В твоем творчестве можно услышать разные социальные темы. Как ты относишься к ситуации, которая сложилась в Украине?

Конечно, я слежу за всеми событиями в Украине. Если я начну делиться своими мыслями по поводу этого, то может уйти вся неделя. Не только здесь сейчас кризис. У нас племенные конфликты, споры между разными верами, диалектами, языками, народностями. Чаще всего это вызвано борьбой за ресурсы – нефть, полезные ископаемые и территории. Я очень сопереживаю Украине, так как ощущаю это все на себе. Чтобы мы жили мирно, вышли из кризиса, нам нужно перестать обвинять друг друга. Мы просто привыкли жить в страхе. А страх приводит к смерти, вранью, коррупции и взяточничеству. Складывается впечатление, что нас вырастила система, чтобы быть не индивидами, а частями системы, которая заставляет нас бояться. Чтобы начать с этим бороться, нужно принять, осмыслить и признать свой страх. Но пока вы это делаете, важно не нарушать границы других людей. Чтобы ваш собственный страх не заставлял вас посягать на чьи-то ресурсы. Так и получаются новые конфликты, а цепочка продолжается.

— Как это было – жить в Европе такому откровенному человеку как ты?

Я переехала из Германии в Нигерию девять лет назад. Между прочим, Википедия об этом не знает. Быть откровенным – это отдельная история. Каждый день, после того как вы проснулись, вы подходите к зеркалу, всматриваетесь в свое отражение, видите какие-то недостатки на лице и начинаете пользоваться косметикой. Вы так делаете, потому что не хотите, чтобы люди увидели прыщи и веснушки, думаете, что они этого испугаются и начинаете свой день с вранья. Вы боитесь настоящих себя, боитесь открыться перед обществом, показать себя настоящего. Именно поэтому я создала проект в Нигерии, который называется «Амазонки Африки». Он направлен на женщин, которые могут пообщаться о том, что сделает их сильнее и уверенными в себе. Думаю, такие вещи нужны. В Африке серьезные проблемы с домашним насилием, с гендерным насилием. Женщины об этом молчат, но так не должно быть.

— Существует ли у тебя какая-то платформа в Нигерии для того, чтобы высказаться? Устраиваешь ли ты там концерты?

Я могу выступать в Нигерии. У меня есть свобода творчества, могу играть, как хочу, структурировать концерты по собственному желанию. Я работаю со многими артистами. Но это не те исполнители, которые просто развлекают публику. Это те музыканты, у которых осмысленные слова и тексты, индивидуальный подход к творчеству. Такие люди способны что-то изменить в социуме. Касаемо фестивалей, то здесь важна игра, много людей, быстрый ритм. Я не могу долго говорить с людьми, мне могут отключить микрофон и выпустить следующего на сцену. Я больше люблю выступать для 500 человек, а то и меньше. Я готовлю свое выступление так, чтобы после концерта или до него я могла поговорить с людьми о болезненных и актуальных проблемах. Там, где я живу, много проблем и о них непринято говорить. Меня дважды арестовывали прямо на сцене, потому что я затронула острые темы и народ меня поддержал. Сейчас такого нет. Если вы сознательный исполнитель, рано или поздно случится так, что вам будет страшно и это нормально. Это ваше решение, что делать с этим страхом. Иногда бояться и отступать тоже нормально. Но есть смысл идти вперед и свободно себя выражать. Сейчас даже музыка начала меняться. Та же Бейонсе, у которой была большая поп-карьера, начала меняться. Алиша Кис стала меньше наносить косметики, стала более естественной. Музыка стала актуальной в политике, но музыка сильнее, чем политика.

— Кто повлиял на твое творчество?

Бог. Я христианка. Верю в одного Бога. Когда я попала в Европу, то ознакомилась со всеми религиями. Я медитирую. В то время я немного отошла от своей веры, потому что я видела, как люди наслаждаются жизнью и подумала, что тоже так хочу. Позже мне пришлось заново укрепляться в своей вере, но строить ее на том, что я могу верить и наслаждаться жизнью.

— Какие книги ты читаешь? Можешь что-то посоветовать?

Один мой друг посоветовал мне книжку, главной темой которой было жить здесь и сейчас. Могу вам порекомендовать другую книгу – «Четыре соглашения» Мигеля Руиса. Главные четыре темы этого произведения: будьте безупречными в своих словах, не принимайте ничего на свой счет, не делайте предположений, всегда делайте все от вас зависящее.

— В наше время есть артисты, которые поднимают важные темы в своей музыке. Есть такие, которые находятся в стороне от политической и социальной жизни. Должен ли музыкант создавать только музыку?

Артисты бывают разными так же, как и еда. Есть McDonald’s, Starbucks. Есть женщины, которые готовят дома. У первых есть большие объемы производства, пиар-менеджеры. Их еда удобна, быстра и дешевая. Это привлекает людей. У женщины, которая готовит дома, нет таких качеств. Она любит этот процесс: наблюдать как кипит вода, чувствовать вкус, воспринимать запахи, кормить своих близких вкусной домашней едой. Так же и артисты. Есть такие, которые сделают свое дело, заберут деньги и поедут дальше их зарабатывать. А есть такие, которые наслаждаются своей работой. Им важно, какое мнение они заложили в аудиторию, на какие действия подтолкнули.