Океан Ельзи в России знают и любят, хоть и название группы часто пишут неправильно. Любят, наверно, за умение Святослава Вакарчука, солиста, создавать песни задушевные, цепляющие, с неким славянским колоритом. Делать такие песни способны, думается, и русские группы, но есть одна вещь, которая им пока не подвластна – это даже не стремление, а естественная близость к европейской традиции поп и рок-музыки. Заключается эта близость, наверно, в источниках вдохновения, круге музыкальных интересов, и проявляется в итоге, начиная от оборудования, саунда, и кончая аранжировками и богатой интертекстуальностью. Вакарчук продолжает писать подобную качественную музыку на своем сольном альбоме, который называется “Брюссель”. Это не первый его проект – первый назывался “Вночi” и был насквозь пропитан джазовыми импровизациями в исполнении членов ОЕ и приглашенных музыкантов. “Брюссель” же – уже по названию и обложке диска это видно – предлагает нам нечто непохожее, веющее совершенно новым настроением.

Собственно, лицом пластинки еще до ее выхода стала первая песня – ”Airplane”. На нее участники проекта сделали довольно интересный и живой клип, который появился в сети еще до выхода всего альбома. В клипе запечатлено то, как музыканты исполняют песню прямиком в зале ожидания аэропорта, и непосредственная реакция пассажиров. Сама песня просто создана для того, чтобы представлять альбом, попадать в чарты и транслироваться на музыкальном телевидении. При первых нотах (в исполнении флейты), энергичных и живых, сразу же возникает мысль о легендарных Jethro Tull или хотя бы о ранней поры группе Сплин. “Airplane” не близка ни к тем, ни к тем, она оказывается прекрасно продуманным поп-хитом, песней, заставляющей кивать в такт головой, пританцовать на месте, проигрывать ее снова и снова. Именно такую песню – обещающую что-то новое, неведомое, приятное, стоит слушать, когда куда-то улетаешь.

Следующая песня называется “Адреналiн” – это короткий поп-номер, уже на украинском языке, с ярким пульсирующим басом и акустической гитарой. Впрочем тут нас подстерегает неожиданность – в середине ритмичной песни нас ждет соло на фортепиано, прекрасное и приличествующее скорее какой-нибудь прогрессив-рок-группе 70-х.

Пожалуй, сейчас пора представить участников проекта – о них сам Святослав говорит с гордостью, думается, потому, что именно их профессиональное мастерство позволило пластинке стать именно такой, какой она стала. Флейту в первой песне, а в других – гитару, держит весьма известный в обеих дружественных странах Сергей Бабкин, бывший вокалист группы 5’nizza. К тому же, присутствие Сергея весьма ощутимо на бэк-вокале – и тут надо отдать должное мастерскому и чувственному исполнению. На барабанах играет Макс Малышев – один из лучших барабанщиков Украины. Басом заведует Петр Чернявский, никто иной, как гитарист нынешнего состава группы Океан Ельзи. То, что гитарист, и гитарист довольно умелый, играет на басу, вылилось… да-да, именно в то, что бас-партии стали очень разнообразными, а иногда солирующими. А на клавишах – человек из старого состава “Океана”, Дмитрий Шуров. Оценить его исполнительское мастерство можно было еще в далеком 2003 году на самом камерном, клавишном, эпичном альбоме ОЕ под названием “Суперсиметрiя”.

Нереалистично искусный бас Чернявского вместе с богатым звуком фортепиано Шурова (как раз в духе альбома “Суперсиметрiя”) продолжает радовать слух и в “Come to me baby” – второй и последней англоязычной песне на альбоме. Ее настроение продолжает “Дощ” и это заставляет насторожиться – после двух довольно бодрых, ритмичных песен начинается отход в сторону меланхолии. «Я написал эту песню, вспоминая о том, как когда-то… а впрочем, вы все равно не поймете», – комментирует песню Святослав на концертной версии альбома. Малышев откладывает палочки в сторону и играет руками. Рефрен песни – лаконичный – [теплий дощ буде iти] “поки так йому скажеш ти”. В этой песне впервые, но не в последний раз на альбоме нас ждет вокализ, причем не только в исполнении Вакарчука – Сергей Бабкин, участвуя в качестве бэк-вокалиста в каждой песне, на этом треке впервые выходит за скромные рамки подпевок. Гласный “а” в исполнении обоих вокалистов – неуловимый, блуждающий, ищущий чего-то. Два сильных, впечатляющих голоса дают нам понять, что песни в дальнейшем нас ждут, может быть, и меланхоличные, но никак не скучные.

“Дай мені чистої води” – пожалуй, самая, неожиданная композиция – не только для этого альбома, который начинался, напомним, с беззаботных ритмов евро-попа. Неожиданная она даже для Океана Ельзи, группы с такими атмосферно мрачными и тяжелыми песнями, как “Вулиця” или “Лелеки”. Говоря о тяжести, я, конечно, имею в виду тяжесть психологическую, а не одну только лишь саунд.

Эту песню, которой стоит уделить особое внимание, открывают клавиши Дмитрия Шурова. Как и на других вещах альбома клавишная партия превосходно аранжирована, что сначала заставляет поклонников старого состава Океана Ельзи пустить щедрую слезу ностальгии. Ностальгия тотчас же исчезает – на припеве, где главным инструментом становятся барабаны. Бас и клавиши только бескомпромиссно ставят акцент на первой доле, а остальное обширное пространство такта заполняется лаконичным ритмом. Вокал Вакарчука тревожен, и его в своей атмосферности превосходит только вокал Сергея Бабкина – его слышно чуть громче, чем ранее, поет он еще нервнее, убедительнее и еще выше, чем Вакарчук. Инструменты во время припева ведут себя стихийно, неподконтрольно. Так – дважды в течение песни – слушатель достигает поистине катарсиса, после чего следует небольшое outro, буквально начиненное стаккато и военным ритмом барабанов.

 

Меланхолия – или хотя бы игнорирование поп-стандартов – продолжается. После предыдущего агрессивного номера следует романтичная, спокойная песня “Заплети (у свої коси ніч)”. Куплет вполне подходит для саундтрека к лирической мелодраме, припев же получается более трагичным, с точки зрения и слов, и музыки. Флейта, появившись на альбоме во второй раз, убедительно рисует настроение – здесь она уместнее, чем на “Airplane”. На середине песни нас ждет outro, бэки в стиле The Beatles и вокальная импровизация Святослава. Желание потянуть гласные звуки под аккомпанемент инструментов не пройдет у него и в следующем треке – “Не плач”. Песня довольно обыкновенная, с точки зрения и композиции, и гармонии, и слов, но Вакарчук как опытный исполнитель умеет развивать настроение, заинтересовывать слушателя тем, что, берет новые ноты, интонации, которые не только оказываются уместными, но и по-новому окрашивают песню.

“Зелений чай” начинается в духе многих песен группы Вакарчука, например, с альбома “Gloria”. Привычные гитарные эффекты и соло-партия в джазовом стиле, теплый синтезатор, электрическое пианино. Но – неожиданность! Мы слышим вокал не Святослава, а нашего старого знакомого Сергея Бабкина. Эта песня – не только демонстрация умения Сергея петь и петь хорошо, но и уникальная возможность услышать Вакарчука на бэк-вокале. Впрочем, ближе к концу Святослав не выдерживает и уже в третьей песне подряд начинает петь без слов. Это его сольник, ему можно.

Я бы сказал, что на последних песнях альбома есть какой-то спад, прежде всего, эмоциональный (ничего из последних песен не идет в сравнение с ритмичной бодростью первых песен и катарсисом в треке №5). Песни, к тому же, заметно скучнеют и делаются похожи одна на другую. Наверно, чтобы компенсировать это, Чернявский продолжает удивлять нас своим мастерством бас-гитариста – как, например, в песне ”Останнiй момент”. “Моя планета” – предельно лирическая песня, пожалуй, самая интересная из этого набора восторженной лирики. Здесь романтика достигается уже привычными нам средствами – за счет бэк-вокала и клавиш.

Последний трек, лаконично названный ”Де я”, удивляет нас новым для альбома тембром синтезатора и окончательно разгулявшимся Петром Чернявским – в конце песни мы слышим чудесное соло на бас-гитаре. Композиция это не то чтобы трагическая, а серьезная. Достаточно серьезная для того, чтобы быть завершающей. Но совсем не то, что мы ожидали услышать в качестве завершающей песни после знакомства с “Airplane”.

Святослав сказал о том, что, конечно, этот альбом – не рок-опера, но тем не менее в расположении песен, в котором я вижу и недостаточную заботу об интересе и удовольствии слушателей, есть свой смысл. Впрочем, такие вещи, как поиск смысла в произведении должны предоставляться слушателям. Что же можно сказать наверняка, так это то, что у музыкантов – этой пестрой, но профессиональной команды – получилось создать качественную вещь, неожиданную, но одновременно позволяющую определить авторство, получилось подтвердить свой уровень.