Итоги премии «Золотой Глобус — 2019»

- 07.01.2019, 20:38

 

В Лос-Анджелесе в ночь с 6 на 7 января прошла церемония вручения престижной кинопремии «Золотой Глобус-2019», которую принято называть «репетицией к Оскару». Один из главных фаворитов премии – фильм Бредли Купера и Леди Гаги «Звезда Родилась» – одержал победу в одной из пяти заявленных номинаций: «Лучшая песня» с песней «Shallow». Статуэтку Леди Гаге, а также соавторам Марку Ронсону, Эндрю Уайту и Энтони Россомэндо вручили Тейлор Свифт и Идрис Эльба. Также Леди Гага своим образом на красной дорожке приковала все внимание к своей персоне, что, впрочем, неудивительно. Это уже вторая статуэтка в карьере Гаги: первая досталась певице и актрисе в 2016 году за роль Графини в сериале «Американская История Ужасов».

Лучшим фильмом была объявлена «Богемская рапсодия», лучший комедией – «Зеленая книга», лучшим анимационным фильмом — «Человек-паук: Через вселенные», фильмом на иностранном языке — «Рома».  Исполнитель роли Фредди Меркьюри Рами Малек получил приз как лучший актер, Гленн Клоуз получила приз как лучшая актриса за роль в фильме «Жена» (И это, между прочим, первая крупная номинация за 45 лет карьеры Клоуз). Оливия Колман была названа лучшей комедийной актрисой («Фаворитка»), а Кристиан Бэйл — лучшим комедийным актером («Власть»). За роли второго плана были отмечены Реджина Кинг («Если Бил-стрит могла бы заговорить») и Махершала Али («Зеленая книга»).

Режиссером года стал Альфонсо Куарон («Рома»), приз за лучший адаптированный сценарий получили авторы «Зеленой книги», а за оригинальный — «Человека на Луне». В телевизионных номинациях «Золотые глобусы» получили сериалы «Американцы», «Метод Камински», «Американская история преступлений: Убийство Джанни Версаче». С актерскими призами ушли с церемонии Патриция Аркетт, Даррен Крисс, Сандра О, Майкл Дуглас, Ричард Мэдден, Рэйчел Броснахэн, Патриша Кларксон и Бен Уишоу.

Полный список победителей:

  • Лучший фильм (драма) — «Богемская рапсодия» (Bohemian Rhapsody)
  • Лучший актер (драма) — Рами Малек, «Богемская рапсодия» (Bohemian Rhapsody)
  • Лучшая актриса (драма) — Гленн Клоуз, «Жена» (The Wife)
  • Лучший фильм в жанре комедия/мюзикл — «Зеленая книга» (Green Book)
  • Лучший актер фильма в жанре комедия/мюзикл — Кристиан Бейл, «Власть» (Vice)
  • Лучшая актриса фильма в жанре комедия/мюзикл — Оливия Коулмен, «Фаворитка», (The Favorite)
  • Лучший режиссер — Альфонсо Куарон, «Рома» (Roma)
  • Лучший сценарий фильма — Питер Фарелли, Ник Валелонга, Брайан Карри, «Зеленая книга» (Green Book)
  • Лучший анимационный фильм — «Человек-паук: Через вселенные» (Spider-man: Into the Spider-Verse)
  • Лучший фильм на иностранном языке — «Рома» (Roma), Альфонсо Куарон
  • Лучший актер второго плана — Махершала Али, «Зеленая книга» (Green Book)
  • Лучшая актриса второго плана —Реджина Кинг, «Если Бил-стрит могла бы заговорить» (If Beale Street Could Talk)
  • Лучшая песня — Shallow, «Звезда родилась» (A Star Is Born), Леди Гага
  • Лучшая музыка к фильму — Джастин Гурвиц, «Человек на Луне», (First Man)
  • Лучший драматический сериал — «Американцы» (The Americans)
  • Лучшая актриса драматического сериала — Сандра О, «Убивая Еву» (Killing Eve)
  • Лучший актер драматического сериала — Ричард Мэдден, «Телохранитель» (Bodyguard)
  • Лучший телесериал в жанре комедия/мюзикл — «Метод Комински» (The Kominsky Method)
  • Лучший мини-сериал — «Американская история преступлений: Убийство Джанни Версаче» (The Assassination of Gianni Versace: American Crime Story)
  • Лучший актер комедийного или музыкального телесериала — Майкл Дуглас, «Метод Комински» (The Kominsky Method)
  • Лучшая актриса комедийного или музыкального телесериала — Рэйчел Броснахэн, «Удивительная миссис Мейзел» (Marvelous Mrs. Maisel)
  • Лучший актер мини-сериала/телефильма — Даррен Крисс, «Убийство Джанни Версаче» (The Assassination of Gianni Versace: American Crime Story)
  • Лучшая актриса мини-сериала/телефильма — Патриция Аркетт, «Побег из тюрьмы Даннемора» (Escape at Dannemora)
  • Лучший актер второго плана в мини-сериале/телефильме — Бен Уишоу, «Очень английский скандал» (A Very English Scandal)
  • Лучшая актриса второго плана в мини-сериале/телефильме — Патриша Кларксон, «Острые предметы» (Sharp Objects)

21 Savage — I am > i was: больше, чем дикарь?

- 27.12.2018, 22:56

Недавно 21 Savage выпустил свой новый лонгплей «I am > i was», в который вошло 15 треков, в том числе совместные композиции с Childish Gambino, G. Cole и Post Malone. Альбом получился очень мрачным и личным, несмотря на такие вечные темы как деньги и женщины. Название диска и его содержание наталкивает слушателя на вопрос: 21 Savage — это рядовой представитель новой школы рэпа или он стал чем-то большим?

Давайте искать ответ!

iTunes.

Тексты рэпера все так же посвящены наркотикам, драгоценностям и проституткам, но исполнитель не сливается с пестрой массой фрешменов, рябящей глаза. Это удается благодаря мрачным аранжировкам. Музыкальное оформление кардинально меняет восприятие песен аудиторией. В представлении слушателя, не говорящего по-английски «can’t leave with out it» — песня о чем-то важном и глубоком, но звучание обманчиво. Каждое слово, сказанное рэперами в этом треке — демонстрация их богатства. Весь «I am > I was» построен на таких противоречиях. В одном из выпусков шоу «12 злобных зрителей» Noize MC сказал, что нет ничего хуже «соплей» в мажоре. Лучше ли «понты» в миноре? Кажется, такой подход жизнеспособен.

«I am > I was» — исповедь и манифест Savage’а. Почти в каждой песне он говорит о том, что деньги стали главным для него. В песне «all my friends» он кичится тем, что потерял всех своих друзей. Исполнитель клянется Богу, что деньги — его лучшие друзья. С одной стороны он рад тому, что люди больше ничего для него не стоят, ведь теперь его некому предать, с другой — он разочарован в сущности людей, что подчеркивается трагизмом в его музыке.

Отдельного внимания заслуживает гостевой куплет J. Cole’а в песне «a lot». Наверное, это самая душевная часть всего альбома. На фоне искренней ненависти артиста ко всем людям, парт J. Cole’а кажется жизнеутверждающим. В нем рэпер рассказывает историю своего успеха и оголяет все сложности звездной жизни. Особенно важны молитвы, посланные им в адрес 6ix9ine’а. «Помолюсь о Текаши, они хотят, чтоб он сгнил». Эти слова четко отражают то, как сложно оставаться «царем горы» и к чему может привести слава.

Так каков он, новый 21 Savage? Исполнитель копается в себе, пытается понять человеческую природу. Он откровенен со слушателем. Его музыка и тексты пропитаны трагизмом. Он не стал чем-то большим, нежели дикарем, но теперь его псевдоним стоит понимать по-другому. Он дикий не потому, что дерзкий и агрессивный, а потому что сторонится людей.

Автор — Данила Головкин.

«Монеточка – луч света в темном царстве российской эстрады»

- 16.12.2018, 21:25

«Поп-культура» — редкий ответ на вопрос «Чем ты увлекаешься?». Обычно люди говорят что-то вроде «Ну, я — меломан, музыку люблю…» или, к примеру, «Люблю на досуге смотреть видео на Youtube, фильмы или сериалы…». Почему же в обществе сформировалось не самое положительное мнение о массовой культуре? Данный концепт будет рассмотрен мной с музыкально-медийной точки зрения.

iTunes.

Говоря о поп-культуре, нужно отметить, что многие из нас, людей, ежедневно слушающих треки русскоязычных исполнителей по радио, по телевидению и где угодно, ассоциируют ее с чем-то пустым, одноразовым, утильным. На мой взгляд, такого сорта контент – чистейшее отражение современного потребительского общества.

«А вот раньше трава была зеленее, и музыка со смыслом…» — так на поп-культуру, в особенности на современную музыку, реагируют зрелые люди, ностальгирующие о добром и светлом ГОСТовском Советском Союзе, но их можно понять. Адаптироваться под устои современного общества – значит разочароваться в реальности, (по крайней мере, живя в пространстве бывшего СНГ). Нынешняя русскоязычная поп-музыка действительно переживает свои худшие времена. Естественно, в наших странах существуют тысячи талантливых исполнителей, перебивающихся в андеграунде, закрытом для большинства (зрелого) населения банально по причине небольшой или нулевой популярности. Тем не менее, «продвинутая молодежь» ежегодно организовывает различные локальные музыкальные фестивали и прочие мероприятия, в пример могу привести широко известный Фестиваль андераунд-музыки «Боль», ну, или каждый второй концерт в «Ионотеке». Очень жаль, что даже в наше время молодым талантам все еще очень сложно «пробиться» и обрести огласку на фоне поп-гигантов вроде Ольги Бузовой или просто укоренившихся икон вроде Аллы Пугачевой, Филиппа Киркорова, Николая Баскова и остального золотого фонда российской попсы, не теряющего популярность вопреки всем тенденциям 21 века. Более молодые, но не менее популярные представители российской эстрады (примеров масса) изжили себя, и ушли — в коммерческую сторону творчества или в обустройство личной жизни. Как ни прискорбно, зрелому российскому слушателю приходится довольствоваться новыми пошлыми скучными релизами Егора Крида и Co. Все же, некоторым представителям этой возрастной категории удается открыть для себя другую, более интеллектуальную сторону российской поп-музыки.

Относительно недавно в темном царстве российской эстрады появился луч света и имя ему – Монеточка. За пару лет из сетевой антифолк-исполнительницы, девушке удалось стать довольно серьезной и перспективной музыкальной фигурой. Целевая аудитория Монеточки – люди совершенно разных возрастных категорий вне зависимости от пола. Что же такого особенного в творчестве музыкальной «старлетки»?

На этот вопрос лаконично ответил критик Алексей Мажаев из «InterMedia»: «стёб сочетается в текстах Лизы со здравомыслием на грани цинизма», а «отличное владение словом, чувство языка и точное ориентирование в приметах времени приправлены очаровательной наивностью».

В своих текстах Елизавета Гырдымова, она же Монеточка, поет об острых социальных проблемах, политической обстановке в мире, современном обществе и делает это все в легкой ироничной форме. В последнем альбоме певицы «Раскраски для взрослых» песни приобрели более серьезный характер, более того, появилась любовная лирика, столь необходимая российскому слушателю.

Интересная интерпретация – залог хорошего текста, а хороший текст – залог достойной песни. Почему же большинство российских исполнителей продолжает петь о любовных похождениях и тягостных расставаниях, когда в мире существует огромное количество проблем?

Поп-культура – продукт массового потребления, именно поэтому, это лучший инструмент воздействия на сознание населения. Почему же российский «бомонд» не использует возможность донесения важных мыслей до аудитории, не следует примеру иностранных коллег?..

Иногда меня спрашивают: «Почему ты слушаешь все зарубежное?». Скорее всего, потому, что мое предпочтение – качественная музыка с интересными текстами, провоцирующими размышления, а не побег от проблем путем прослушивания незатейливых композиций.

Автор — Ведерников Руслан.

Читайте также — Эстетика в творчестве Монеточки.

Эстетика в творчестве Монеточки

- 16.12.2018, 21:13

«Я – Лиза, и я не крутая, я даже джинсы не ношу…» — так начинается одна из первых песен певицы Монеточки. Слушая ее раннее творчество в далеком 2016, я даже не мог предположить, что уже через два года эта девушка станет «мейнстримным» артистом, не перестающим собирать отзывы влиятельных изданий.

iTunes.

Образ исполнительницы довольно контрастен: миловидная застенчивая «девушка-пай» с высоким голосом и … ироничными бунтарскими песнями зачастую с социальной проблематикой. Отзывы о творчестве певицы так же отличаются контрастностью – ее либо боготворят, либо ненавидят. Пока влиятельный литературный критик Дмитрий Быков не без симпатии отзывается о Монеточке и хвалит ее хорошие данные и смешные стихи(1), певица Елена Ваенга сомневается в наличии вкуса и отсутствии «проблем с мозгами» у почитателей творчества юной исполнительницы(2) .

Внимание зрелой аудитории к себе Монеточка объясняет, проводя сравнение с интересом взрослых мужчин к мультсериалу «My Little Pony» : «…Им просто нравится, что это что-то милое, доброе, светлое, розовое, блестящее, и в то же время, там есть какая-то мораль…(3)». Сочетание легкого незатейливого звучания музыкального аккомпанемента и наивно-смешного, но в то же время серьезного, грамотно написанного текста Лизы, делает ее творчество как минимум отличным от всего того, что в наше время популярно среди российских слушателей. «Хочется чего-то созидательного наконец-то, <…> но этого я не вижу нигде, и в музыке, кстати, этого нет. Сейчас же у нас во всем главенствует рэп, хип-хоп, очень агрессивная музыка: «я ненавижу тебя, слушатель» либо «я ненавижу тебя, другой рэпер», либо «я ненавижу себя» — они не могут ничего больше предложить… Бесит меня, что музыка такая агрессивная – ты либо выставляешь напоказ свои проблемы, либо кого-то унижаешь; а вся светлая добрая музыка – она скучная сейчас, это неинтересно слушать. Я за то, чтобы делать интересную классную музыку, которая, тем не менее, не унижала бы кого-то. Может быть, я когда-нибудь научусь писать такие треки(3)» — так Лиза Монеточка в интервью для шоу «Вписка» выразила свои творческие стремления. В последнем альбоме «Раскраски для взрослых» певица действительно постаралась отойти от являвшейся основной в ее творчестве продолжительное время ярко выраженной социальной проблематики песен.

Эстетика Монеточки стала прослеживаться с ее первых работ – это, прежде всего, сочетание иронии и серьезного, ярко выраженная политическая активность. К примеру, в песне «Украинский вопрос», строчки «Папа достал из сейфа калаш/ Он говорит, что Крым не наш/ Я говорю, что наш» нейтрализуются детским «ля ля ля ля ля ля» — такой прием делает песню более легкой для восприятия слушателя.

Наравне с наивностью, творчеству екатеринбургской певицы также свойственны меланхоличность, сентиментальность, отсылающая слушателя к серьезности поднятой в тексте песни темы:

«Разбитый ковчег,
Всплывает со дна.
И вечно жить нам,
И вечно плыть нам.
Искать счастье там,
Где плачут даже,
Иконы страшных пятиэтажек».

Обращаясь к средствам художественной выразительности в текстах Монеточки, мне хотелось бы отметить, что помимо широко распространенных и часто используемых авторами-песенниками средств, вроде метафор и эпитетов, Елизавета умело использует аллитерацию, что не может остаться не замеченным искушенным слушателем:

«Ты говоришь, как скрипит задвижка
В старой чужой квартире.
Пошлая книжка, дешёвая сижка —
Все твои вещи в мире».

Несмотря на это, Монеточка не злоупотребляет литературными тропами, сохраняя тексты песен доступными для любой аудитории. Наивное стихосложение, простой слог написания текстов вместе с «детским» голосом певицы делают ее образ и творчество в целом интересными для слушателя и выгодными для лейбла.

Аллюзии и реминисценции в текстах песен исполнительницы (песня «Русский ковчег», к примеру, содержит в себе реминисценции на одноименный фильм Александра Сокурова) содействуют более широкому раскрытию темы музыкальных произведений посредством возникновения ассоциаций у слушателя:

«Сердце не требует перемен.
Дремлет в каюте усталый Цой,
Как песни нянины гул сирен.
Дыры от пуль, как её лицо,
Сняли цветные маски свои.
Pussy Riot тоскливо,
Они так хороши без них, они очень красивы»;

«И только из кассеты, из песен «Кровостока»
Я с детским ужасом узнаю про то, что
В девяностые убивали людей
И все бегали абсолютно голые
Электричества не было нигде
Только драки за джинсы с кока-колою
Понавесили крестов на корешей
Пиджаки земляничные нагладили
И на танцы — кровь у всех из ушей
Ведь только «Ласковый Май» пел по радио» .

Примечательно, что в стихотворениях Лизы Монеточки лирическим героем нередко выступает мужчина, в частности, когда тексты затрагивают тему поэта и творчества:

«Между крыш и домов, меж дверей — тут и там.
Я не помню свой дом, мне забылся мой храм.
Позабуду тебя, расплескаю в пути.
Ты простая как рай, но я должен идти»;

«Думал, что ты догонишь, думал со мной полетишь ввысь,
Но забыл про одно лишь: в моде не авангард, а реализм.
Растоптала масло, разорвала холсты,
Но самой нежной краской была нарисована ты!
Развернётся неистовый авангардный мой рай,
Ты ушла к реалисту, дура, с ним и загнивай!».

Ретро-эстетика уже давно вошла и закрепилась в моде. Звучание треков Лизы Монеточки всегда отдавало неким архаичным, «олдскульным» ретро-звучанием. Начнем с того, что нежный голос самой певицы, как и ее образ (внешность, манеры), напоминают некоторым слушателям / зрителям образ советской прилежной девочки-медалистки. Стилизация клипов, наивные простодушные тексты вместе с инструменталами от Вити Исаева лишь усиливают это впечатление. Сама Лиза нередко обращается к прошлому: певица иронизирует по поводу легенд о девяностых в песне «90», «вспоминает» времена индустриализации в СССР в песне «Завод», возвращает советскую романтику в песне «Запорожец», а композицию «Кумушки» исполнительница и вовсе написала, основываясь на народной песне «Ой, вы, кумушки, вы кумитеся».

Литература ХХ-го века оказала немалое влияние на песни Елизаветы. Встречающие образы в лирике последнего альбома Монеточки «фонарь», «луна», «керосин», «печка» «трамвай», «лампа» перекликаются по духу со стихами Серебряного века, с тем же Блоком. Подчеркнуто архаично выглядят «керосин» и «печка». Также у исполнительницы встречаются переклички с образами и выражениями из стихов Марины Цветаевой:

«вечно жить» (у Цветаевой: «сердце вечно жить готово»);

«зубы скалишь» (у Цветаевой: «зубки — что скалишь?»);

«глупая и смешная» (у Цветаевой: «смешная, глупая и упрямая»);

«сердце мое — … мышца» (у Цветаевой: «жила <…> конского сердца мышца — моя»); тлеющие «в печке» тетрадки(4).

Творчество Noize MC также оказало влияние на тексты Лизы.

Обратимся к последнему альбому Монеточки – «Раскраски для взрослых». Само название отсылает нас к относительно новому жанру «бестселлеров на книжном рынке», направленных на стрессотерапию и медитацию через концентрацию на простом механическом задании. Визуальная эстетика альбома «Раскраски для взрослых» обнажает метамодернистский отказ от прямолинейных высказываний, характерных для арт-акционизма третьего срока. Обложка, созданная Никитой Жижановым, напоминает псевдоикону «СВБД ПСРТ» («Свободу Pussy Riot») новосибирских художников Артема Лоскутова и Марии Киселевой, что в очередной раз свидетельствует об оппозиционных настроениях исполнительницы. На картине изображен плачущий образ с желтым нимбом на красно-синих квадратах, невольно напоминающих творчество модернистов ХХ-века. Слеза – деталь-символ, очередная политическая отсылка, передающая соотношение политической цели и средств ее достижения. Также стоит обратить внимание на видоизменение канонической иконографии: правая рука больше не указывает на путь к спасению, не сложена в благословляющий жест или жест оратора, она застыла в знаке «стоп»(5).

Доцент Института современных языков Уппсальского университета, Мария Энгстрем, посвятила Монеточке статью под названием «Монеточка: манифест метамодернизма», в которой причислила Лизу к носителям «эстетики четвертого срока»:

«Несмотря на достаточное разнообразие в российской поп-культуре музыкальных вариантов метамодернисткой чувствительности поколения «терпимых и независимых» (Луна, Гречка, СБПЧ), «Раскраски» Монеточки являются на сегодняшний день единственным внятным манифестом эстетики четвертого срока. Эта эстетика характеризуется не столько политической апатией, сколько намеренным отстранением от прямого ангажированного идеологического высказывания и от революционного изучения границ дозволенного, характерных для российской протестной культуры 2010-х годов. Вместо энергичных танцев на амвоне – медитация и грустный дэнс».

Незамысловатая, но все же самобытная эстетика Лизы Монеточки делает ее творчество доступным и привлекательным для аудитории, тем самым позволяя певице дольше оставаться объектом обсуждения.

АвторВедерников Руслан.

В статье использован материал со следующих ресурсов:

1. ru-bykov.livejournal.com
2. rosbalt.ru
3. youtube.com
4. rtvi.com
5. ridl.io/ru

а также использованы цитаты из текстов:

Читайте также — «Монеточка – луч света в темном царстве российской эстрады».

Кинопоиск: Панчи и флекс: Краткая история хип-хопа в 20 фильмах

- 11.12.2018, 13:53

Источник.

Киногид по истории и географии хип-хопа — от олдскульного граффити до современных баттлов, от сектора Газа до Новосибирска, от Тупака до Гуччи Мейна.

Хип-хоп — главная музыка планеты. Ну, России уж точно. Трансляции баттлов набирают у нас десятки миллионов просмотров. Самые запрещаемые музыканты в стране — рэперы. На премию Пятигорского номинируют альбом Оксимирона «Горгород», а его кумир Кендрик Ламар получает композиторского Пулитцера за альбом «Damn» — впервые в истории эту награду забирает хип-хоп-артист. За почти 40 лет существования хип-хоп прошел путь от подвалов Бронкса до глобальной сцены. Во многом благодаря фильмам, пропагандировавшим лихой и веселый образ жизни малоимущих, но неунывающих жителей Бронкса и Комптона среди подростков Берлина, Москвы и даже сектора Газа.

Киногид по истории и географии хип-хопа — от олдскульного граффити до современных баттлов, от сектора Газа до Новосибирска, от Тупака до Гуччи Мейна.

Хип-хоп — главная музыка планеты. Ну, России уж точно. Трансляции баттлов набирают у нас десятки миллионов просмотров. Самые запрещаемые музыканты в стране — рэперы. На премию Пятигорского номинируют альбом Оксимирона «Горгород», а его кумир Кендрик Ламар получает композиторского Пулитцера за альбом «Damn» — впервые в истории эту награду забирает хип-хоп-артист. За почти 40 лет существования хип-хоп прошел путь от подвалов Бронкса до глобальной сцены. Во многом благодаря фильмам, пропагандировавшим лихой и веселый образ жизни малоимущих, но неунывающих жителей Бронкса и Комптона среди подростков Берлина, Москвы и даже сектора Газа.

Истоки хип-хопа: граффити, диджеинг и брейк-дансx:

«Дикий стиль» (1983) / «Бит-стрит» (1984)

«Дикий стиль» считается первым фильмом, показавшим едва зародившуюся хип-хоп-культуру. Его главный герой — молодой граффитист Зоро из Бронкса, разрисовывающий поезда нью-йоркской подземки — разрывается между желанием стать более известным и нежеланием попасть в руки полиции.

Снят фильм, прямо скажем, средненько, все актеры тут непрофессионалы. Но любят и ценят его как раз за эту непрофессиональность. Точнее, определенную документальность: главного героя, например, играет Ли Джордж Киньонес, влиятельный художник, которого сегодня ставят в один ряд с Жан-Мишелем Баскиа и Китом Харингом, а на втором и третьем планах — пионеры хип-хопа Fab Five Freddy и Grandmaster Flash. «Дикий стиль» — портрет той эпохи, когда хип-хоп-культура еще была локальной субкультурой, а до прихода гангста-рэпа оставалось несколько лет. Помимо граффитистов, на экране тараторят МС, пляшут би-бои и скрипят пластинками диджеи. Признаком серьезного культурного влияния фильма может служить хотя бы тот факт, что многие будущие рэперы (Cypress Hill, Beastie Boys, A Tribe Called Quest) использовали сэмплы из «Дикого стиля» в своих треках.

Вышедшая через год «Бит-стрит» снята более профессионально. Фильм даже был на Каннском кинофестивале 1984 года вне конкурса (вероятно, европейский показ способствовал тому, что фильм стал довольно популярен в Старом Свете, в первую очередь в обеих Германиях). Его главные герои — диджей, би-бой, музыкальный менеджер и граффитист, простые пацаны, пытающиеся прийти к успеху. Место действия — тот же Бронкс. Несмотря на мрачные нотки (один из центральных персонажей гибнет в результате несчастного случая), все заканчивается на позитивной волне, большим концертом. Камео легенд тоже в наличии — фильм может похвастаться выступлениями Afrika Bambaataa (крестный отец хип-хопа) и Kool Moe Dee (первый рэпер, получивший «Грэмми»).

История жанра:

«Войны стиля» (1983) / «Эволюция хип-хопа» (2016)

«Войны стиля» получили приз на «Сандэнсе» как лучшая документалка, и не зря: режиссер Тони Сильвер нащупал острый конфликт молодой и свежей культуры граффити и замшелых государственных институций. Последних представляют детектив из Нью-Йорка («Я не искусствовед, но с уверенностью могу утверждать, что это преступление») и сам мэр города Эд Коч, который на пресс-конференции гордо презентует постер социальной рекламы, которая призывает: «Оставьте свой след в социуме, а не на социуме».

Социуму противоречит яркая и живая молодежь, которая бомбит поезда, показывает оператору разные движения брейк-данса и проверяет на прочность терпение родителей (конфликт чернокожего пацана и его консервативной мамы присутствует). Общественность лихорадит: кто-то предлагает давать юным художникам несколько суток ареста, другие восхищаются их талантом на одной из галерейных выставок, куда постепенно переползает уличное искусство. Последнее симптоматично: первые райтеры, чьи работы мы видим в «Войнах стиля» (такие как Seen и Zephyr), очень быстро перейдут из категории уличных в разряд современных художников с собственными выставками.

«Эволюция хип-хопа», вышедшая уже в наше время, пытается проследить историю развития музыкальной части культуры. Для этого рэпер Shad отправляется интервьюировать культовых продюсеров, диджеев и МС. Это не всеобъемлющая история хип-хопа — «Эволюция» останавливается в 1990-х, аргументируя это тем, что дальнейшие события более-менее известны всем. Восемь серий документалки красочно описывают все этапы; архивные кадры развалин Бронкса чередуются с портретами постаревших первопроходцев (Afrika Bambaataa, DJ Kool Herc) и фиксируют выход жанра из подвалов к мейнстриму (первая поп-звезда рэпа MC Hammer). Обязательные остановки на пути — зарождение рэпа на Западном побережье (N.W.A, Ice-T) и апогей появившегося гангста-рэпа (война побережий, в которой погибли Ноториус Биг и Тупак).

Легенды гангста-рэпа:

«Голос улиц» (2015) / «Тупак: Воскрешение» (2003) / «Бигги и Тупак» (2002)

Становлению самой легендарной группы в истории хип-хопа — N.W.A. — посвящен масштабный байопик Ф. Гэри Грея «Голос улиц», оригинальное название которого — Straight Outta Compton — тождественно названию дебютного альбома группы. Здесь есть все основные этапы карьеры коллектива: противоречивый хит «Fuck the Police», запреты, конфликты с лейблами и смерть одного из ключевых участников (Eazy-E). В создании «Голоса» принимали его непосредственные герои (Айс Кьюб и Dr. Dre были исполнительными продюсерами), снимался он в Комптоне, а за кадром, конечно, звучит саундтрек N.W.A. Финальные, идущие на титрах сцены фильма пропитаны горькой иронией: на этих хроникальных кадрах умирает гангста-рэп, бывшие борцы с системой становятся ее частью. Действительно, новое поколение слушателей знает Айс Кьюба как звезду телешоу, а также актера из таких вовсе не андерграундных фильмов, как «Мачо и ботан», «Три икса 2» (кто-то, возможно, вспомнит еще «Трех королей» Дэвида О. Рассела). А Dr. Dre сегодня не хулиган, а солидный господин, продавший свою компанию гиганту Apple за 3 млрд долларов.

К концу 1990-х гангста-рэп лег костьми в затяжной войне побережий. Западное и Восточное конкурировали слишком долго, и конфликт перешел от диссов к убийствам, в результате которых погибли две звезды жанра — Тупак и Ноториус Биг. Разумеется, про каждого каждого из них есть байопики. Фильм про первого («2pac: Легенда») был заклеймен как поверхностный, а вот «Ноториуса» приняли более-менее. Роджер Эберт даже похвалил его, мол, фильм рисует живого, настоящего человека, а не сценический образ звезды.

Куда больше в этой теме преуспели документалисты. Номинированный на Оскар «Тупак: Воскрешение» рассказывает про жизнь рэпера голосом самого покойного (за кадром), а «Бигги и Тупак» вообще смотрится как остросюжетный детектив — расследование их двойного убийства этих рэперов захватит даже тех, кто равнодушен к собственно рэпу.

Южный хип-хоп:

«Атланта» (с 2016-го) / «Отвязные каникулы» (2012)

Если олдскульный хип-хоп был самопальной культурой угнетенных, то сегодня он в том числе и музыка королей (гетто). Роскошь уровня римских императоров эпохи упадка, искусная саморепрезентация, гедонизм с оттяжечкой — короче, все что подразумевает сленговое слово «флекс», предельно сконцентрировано в южном хип-хопе, третьем столпе жанра ( вместе с хип-хопом обоих побережий). Его центры — Новый Орлеан, Хьюстон, Майами, Атланта.

Собственно, об «Атланте». Лучший опыт по превращению «рэпчика» в «кинчик» был проведен не на большом экране, а на телевидении. Сериал Дональда Гловера (он же популярный рэпер Childish Gambino) поначалу кажется характерной историей о пути к успеху рэпера-драгдилера с псевдонимом Paper Boy и пары его корешей. Приманив зрителя таким духоподъемным сюжетом, «Атланта» тут же съезжает в сторону, на территорию абсурдного, экзистенциального, поколенческого. Стремившийся снять , по его словам, «Твин Пикс» для черных», Гловер с помощью хип-хопа ломает рамки сериального формата, постоянно впуская в реалистическую хронику жизни на задворках трэпа (и его многолетней столицы Атланты) элементы современного афросюрреализма в эффектном диапазоне от чернокожего двойника Джастина Бибера до призрака самого Луиса Фаррахана, одного из первых лидеров движения за права чернокожих. Так вместо заезженной истории о попытках оседлать волну славы перед нами складывается картина блужданий рэпера в пустыне реального, преображенного самим духом хип-хопа, его внутренними драмами и травмами рождения. Согласитесь, это куда интереснее, чем механическое помещение персонажа-рэпера в мейнстримный (а значит, белый) шаблон.

Похожим образом действует и Хармони Корин, красочно рассказывая об эталонном образе жизни хип-хопа Флориды в «Отвязных каникулах»: вечеринки, косяки и прочее, визжащие женщины в неоновых бикини, опасные связи с драг-лордами и торговцами оружием. В одной из ролей второго плана — живая легенда Гуччи Мейн, черный человек-гора с блатной татуировкой в виде рожка с мороженым (читай: кокаин) под глазом. В главной мужской роли успешного торговца всем запрещенным, Элиена — Джеймс Франко, косплеящий белого рэпера из Хьюстона Riff Raff (Корин сперва предлагал эту роль самому Riff Raff, но не сошелся с ним в цене).

Старички и новички:

«Блок Пати» (2005) / «Биты, рифмы и жизнь: Путешествия группы A Tribe Called Quest» (2011)

Популярный стендапер Дэйв Шаппелл в перерыве между сезонами своего шоу решает устроить настоящую уличную вечеринку и вернуть хип-хоп к его корням, то есть на улицы Бруклина. Сам комик разгуливает по окрестностям, предлагая билеты всем встречным — парикмахеру, молодым парнями и пожилой белой старушке. Посмотреть действительно есть на что. Поддержать начинание собирается внушительная компания, среди которой есть как относительные новички (например, Канье Уэст), так и звезды из 1990-х (Mos Def). За юмор отвечают перебивки Шаппелла (он, например, спрашивает у встречных полицейских, не заставят ли они на концерте сдавать его анализ на наркотики). Энергетику передает режиссер Мишель Гондри — сцены выступлений чередуются с бэкстейджем или прерываются уличными импровизациями Шаппелла и прохожих.

Ироничное кино в жанре «Где они сейчас?» снял Майкл Рапапорт. Малоизвестный актер второго плана решил рассказать историю своей любимой группы A Tribe Called Quest. Легендарный квартет из Куинса, звезды Западного побережья, мастерски смешивающие хип-хоп и джаз, были любимцами критиков, но разбежались в 1990-е. Фильм пересказывает историю их успеха и разлада и погружает в уличную атмосферу (в качестве гостей — такие же нестандартные рэп-легенды, как белые экс-панки Beastie Boys и приджазованные The Roots). Через несколько лет A Tribe Called Quest все-таки собрались и записали свой прощальный альбом. За него можно поблагодарить и этот фильм.

Баттлы:

«8 миля» (2002) / Bodied (2017)

Возможно, самый известный хип-хоп-фильм всех времен — «8 миля». Восходящая (в то время) звезда американского рэпа Эминем играет роль молодого неудачника по кличке Кролик, живущего в трейлере вместе с мамой и младшей сестрой. Место действия символично — это вынесенная в название магистраль, которая разделяет черный Детройт и белый округ Уэйн. Это не то чтобы автобиография самого Эминема — скорее, история среднестатистического белого рэпера из бедного района.

В финале, впрочем, злой и мотивированный Кролик побеждает всех противников на баттле и становится местным королем. Финальную перепалку героя и чернокожего Папа Дока часто сравнивают с боем Рокки Бальбоа и Аполло Крида. Эминем первым из хип-хоп-исполнителей получил «Оскар» за лучшую песню («Lose Yourself»). Фильм показывает баттлы такими, какими они были на рубеже девяностых и нулевых — импровизированные (то есть фристайловые — сегодня же соперники обычно выходят на ринг с заготовками) и проходящие под биты (сегодня противники ругаются обычно а капелла).

Апгрейдом «8 мили» можно считать Bodied, который спродюсировал Эминем спустя 15 лет после своего большого киноуспеха. Главный герой Адам (Кэлам Уорси) — типичный университетский задрот, который восхищается баттлами и пишет по ним диссертацию. Его девушка — карикатурная либеральная веганка в очках, а отец — преподаватель литературы и писатель. Дело, однако, быстро переходит от теории к практике: белый паренек быстро обнаруживает в себе талант к лихо зарифмованным неполиткорректным оскорблениям и начинает уничтожать соперников убойными панчами.

Это веселое кино, не лишенное самоиронии (в частности, тут есть рассуждения про слово на букву «n» и дискуссия о том, козел ли Эминем), которое проходится по политкорректности, стереотипам о рэперах и высмеивает белых защитников афроамериканцев (совестливые либералы, рассуждающие о культурной апроприации). Но, главное, Bodied — полноценная экскурсия по современным баттлам. Рэперы тут самые настоящие, например Дизастер, с которым сражался наш соотечественник Оксимирон.

Дополнительные материалы — музыкальные видео:

Как мы уже упоминали выше, хип-хоп появился как самодельная, автономная культура, существующая параллельно белому мейнстриму и смело заимствующая и переделывающая под себя его элементы. Городская инфраструктура становится холстом и полем битвы, чужая музыка распиливается на сэмплы для своей. Такое же культурное присвоение мейнстрима наблюдается и в самых любопытных музыкальных видео хип-хоп-исполнителей и много говорит об их кинематографических вкусах. Это тренд, и его примерную эволюцию неплохо демонстрируют два отстающих друг от друга почти на 20 лет видео. Во-первых, «California Love» (1996) — здесь Тупак и Доктор Дре вместе исполняют своеобразный гимн Западного побережья в декорациях и костюмах из «Безумного Макса» (разумеется, третьего — того, где Тина Тернер). Режиссером был Хайп Уильямс (не путать с одноименным британским дуэтом!) — он снимает до сих пор, в том числе и для Ники Минаж.

Во-вторых, «Sam is Dead» Tyler, the Сreator — полноценный мини-фильм, оммаж всему корпусу американского кино о Вьетнаме от «Охотника на оленей» до «Взвода». Тайлер сам ставит свои видео, выступая в режиссерском амплуа под псевдонимом Wolf Haley, и это настоящее короткометражное арт-кино, снятое со зрелищностью голливудского блокбастера. Советуем еще посмотреть клип «Rella», в котором Тайлер превращает девушек в котиков, и «IFHY», где любовь превращает уже его самого в грустного черного Кена из кукольного домика.

Неамериканский хип-хоп:

«Хип-хоп рогаток» (2009) / «Вавилонские мечтатели» (2016)/ Rising From the Tokyo Projects (2014)

Мейнстримный американский хип-хоп забыл о политике, распространив свое поп-влияние по всему миру. Но есть места, где о социальной составляющей не забывают до сих пор. «Хип-хоп рогаток» рассказывает про палестинских рэперов DAM (известны прорывным хитом «Who Is The Terrorist») и историю распространения хип-хопа на западном берегу Иордана. Молодые и недовольные ребята из сектора Газа вдохновлялись треками американских героев — Тупака, Бигги и Талиба Квали, — а о группе Public Enemy, с которой их сейчас часто сравнивают, они узнали из фильма Спайка Ли «Делай как надо». После выхода «Хип-хопа рогаток», который впервые показан на «Сандэнсе», DAM даже поехали в американский тур.

На другой стороне арабо-израильской границы тоже танцуют брейк-данс. Вот, например, герои «Вавилонских мечтателей» — команда никому не известных би-боев из постсоветских репатриантов, живущих в бедных провинциальных кварталах Израиля. В одном из эпизодов семья обедает сухим пайком, который выдали сыну, служащему в армии — это как будто сцена из советского кино о ВОВ. В другом эпизоде старший брат с наколками на руках учит младшего правильно распоряжаться карманными деньгами и ходить в школу, чтобы не привлекать к себе внимание социальных служб. Хрестоматийный сюжет хип-хоп-фильма — через тернии к звездам — тут разворачивается в режиме реального времени. Ребята мечтают победить на брейк-данс-фестивале в Германии и вырваться из пыльной рутины и безденежья.

Разумеется, рассказ о неанглоязычном хип-хопе не будет полным без Японии. Страна с очень маленькой хип-хоп-сценой когда-то дала нам такого всемирно известного артиста, как DJ Krush, но с тех пор японский хип-хоп толком и не вышел из подполья. О том, как он там себя чувствует, рассказывает документалка японского Vice — Rising From the Tokyo Projects.

Ее герои — юные жители гетто для нищих и иностранцев, недавние школьники, и они пламенно рассказывают на камеру, каково это — носить Versace в районе, где нападения с ножами — повседневная реальность, и заниматься хип-хопом в стране, где рэперов до сих пор (фильм снят в 2014-м) не показывают по телевизору (ну, так они говорят). Даже если не верить историям про ножи, мир вокруг героев фильма явно немолодежный: пустые зеленые улицы, чистые, как рафинад, коробки белых многоэтажных домов, ни единого граффити, рыбаки на берегу реки. Какой бы они хотели видеть Японию? Конечно, такой, как в «Клане Токио» Сиона Соно!

Русский рэп:

«Настоящий рэп» (2012) / «Алехин» (2012) / «Внутренний реп» (2016) / «Баттл» (2018)

На российской почве хип-хоп прижился успешно, и сегодня популярные рэперы могут собирать «Олимпийский». «Настоящий рэп» Антона Пухова не исчерпывающая картина русского рэпа (по состоянию на 2012 год), но субъективный срез некоммерческой в основном сцены: команда правого толка «25/17», Баста, и совсем попсовый Кравц плюс имена, которые сейчас уже ничего не значат— Рэ.Прэса, Ганс Джа, Маклай.

А вот пример артхаусного фильма про рэп: выпускник школы Марины Разбежкиной Дмитрий Кубасов снимает будни Евгения Алехина, вокалиста групп «Макулатура» и «Ночные грузчики», который начитывает истории из жизни интеллектуала-неудачника (для такого рода лирики есть свой термин — «экзистенциальный хип-хоп»). Таким же неудачником выглядит и сам Алехин (несмотря на счастливый брак и кучу поклонников во всех российских городах). Фильм Кубасова показывает маргинальную зону российского рэпа. Эту же тему подхватывает его фактически сиквел «Внутренний реп»: у группы «Макулатура» дела пошли в гору, она выпускает новый альбом, но сам Алехин развелся с женой и ушел в запой.

Впрочем, для того чтобы получить какие-то знания об актуальном русском хип-хопе, лучше идти не в кино, а прямиком на Youtube. Именно там появляются трансляции мегапопулярных баттлов, которые по количеству просмотров давно обогнали западные. Все значимые артисты рано или поздно оказываются в кресле у Юрия Дудя, а теми, кто поменьше, занимаются многочисленные YouTube-каналы. Тут выходят и интервью с рэперами, и полноценные фильмы. Например, «Баттл». Его авторы опрашивают ряд лиц, причастных к созданию главных баттл-площадок — Slovo и Versus, — перечисляют ключевые баттлы, пересказывают суть внутренних конфликтов и интервьюируют значимых баттлеров — от Гнойного до Noize MC.

В целом же в русский рэп еще ждет своей киноэнциклопедии, способной показать этот культурный феномен панорамно, во всем его многообразии и развитии — от «Мальчишника» до Оксимирона, от выступающего перед Путиным Тимати до нарушавших все мыслимые табу «Бухенвальд Флава», от старомодных интеллектуалов «Птицу Емъ» и 2HCompany до пародийного проекта Ноггано и тру-гангста Фейса, чудом избежавшего колонии для несовершеннолетних.

Максим Фадеев: Новая школа рэпа

- 10.12.2018, 21:07

Источник.

Меня, как создателя уникального контента, понятие «новая школа рэпа» очень возмущает. О какой новой школе в России может идти речь, если так называемые фрешмены поют одну и ту же песню? Битмейкер делает что-то, они это исполняют всей толпой, немного переписывая тексты.

iTunes.

Там нет ничего: мода за счет модных звуков, которыми мы пользовались в 1992 году. Многие исполнители даже не знают, какой инструмент используют. Так вот, для того, чтоб они понимали, под какой бит качают, расскажу — «Roland TR 808».

Для меня новая школа рэпа это XXXTentacion. Но неужели те, кто относят себя к данному направлению, не могут написать свой собственный флоу? Это абсурд.

В России к новой школе смело могу отнести Oxxxymiron. Это интеллектуальный, крутой эмоциональный рэп. Он умный.

В остальных случаях я вижу только попытку быть похожими на запад — совмещать клауд рэп, треп и просто писать тексты.

Типичный представитель этой культуры — парнишка, который украл песню и стал крутым. Но эта песня не его. Этот рэп написали другие, правильные ребята до него.

Новый рэп он на западе, он родился там. Это музыка черных, музыка Гарлема. Здесь она действительно стала популярной, потому что это очень эмоциональная история. Но, зачастую, это история о мальчиках, которые едят гамбургер с чесноком, запивают водой из под крана и спят на полу. В лучшем случае это мажоры, которым дают денег папа с мамой, они ходят и делают вид что они такие крутые.

Барабанные хронологии групп

- 10.12.2018, 20:42

Меня зовут Денис, играю на ударных и слушаю много музыки. Однажды, я записал кавер на одну из песен, барабанная партия в которой мне показалась интересной и выложил видео в сеть. Особого интереса ролик не вызвал, но мне так понравился процесс съёмки и разучивания песни, что я поставил себе цель выкладывать новое видео каждую неделю.

Спустя какое-то время, я наткнулся на кавер-видео, в котором были почти все песни одной группы. Смысл ролика — показать всю дискографию коллектива за 5 минут. Мне очень понравилось и я подумал, что тоже смогу снять что-то подобное, сделав это ещё лучше.

Группой, которая всегда меня мотивировала меня играть на ударных была Foals.

В одном из аудиоредакторов я соединил все песни Foals в один микс, строго придерживаясь порядка: сначала шёл первый альбом, потом второй и т.д. То есть получилась хронология всех песен группы, от первого и до последнего диска. Взял в аренду 4 камеры и записал своё первое видео. В этот раз был огромной отклик от зрителей. На данный момент видео набрало почти 25 тыс. просмотров и больше 1 тыс. лайков, его постят в сетях, под ним пишут комментарии люди со всего мира. Это была сильная мотивация и с тех пор я снял 6 хронологий — Two Door Cinema Club, Bloc Party, Arctic Monkeys, The Kooks, Foals и Franz Ferdinand. Стараюсь делать аудио-микс максимально качественно, что бы, когда человек слушал его, у него складывалось впечатление, что это не куски из разных песен, а просто один большой трек от музыкантов.

Мне очень нравится инди-рок, но я не буду останавливаться на одном стиле.

Так как процесс создания хронологий занимает достаточно много времени и требует денежных вложений, сейчас получается выкладывать видео только раз в 1-2 месяца, но я планирую продолжать снимать видео и радовать своих пусть и немногочисленных, на данный момент, подписчиков.

YouTube.

Автор — Денис Вебер.

#новыйальбом Alessia Cara — The Pains of Growing

- 30.11.2018, 1:02

Второй студийный диск канадской соул-певицы Алессии Кары — «The Pains of Growing».

iTunes.

Леди Гага в фотосессии для «Vogue»

- 10.09.2018, 19:05

 

Американская певица и актриса Леди Гага снялась в фотосессии для октябрьского номера журнала «Vogue». Авторами фото выступили Инез и Винууд. Также певица дала интервью изданию, в котором рассказывает о своей роли в фильме Брэдли Купера «Звезда родилась», о десятилетии своей музыкальной карьеры и о многом другом.

 

#photoset Ким Кардашян для «Vogue»

- 10.02.2018, 10:02

Американская актриса и модель Ким Кардашян снялась для февральского номера тайваньского издания журнала «Vogue».

Календарь

21 марта в музыке

Родились: Йонас Берггрен (Ace of Base), Дерик Уибли (Sum 41), Василий Гончаров (Чебоза), Максим Реалити, Иоганн Себастьян Бах.

Все события этого дня
REYFO — Кровь