Russian Flag

Чем могут похвастаться русские исполнители в зарубежных чартах? Возможно каждый отечественный меломан задавался вопросом «а что если наши песни были бы популярны в зарубежных чартах». Вот и Apelzin.ru не остался в стороне, внимательно изучив успехи российских артистов на западном рынке.

Первый этап – советское время. Да-да, даже в период «холодной войны» между капиталистическими странами и странами советского лагеря был немалый успех. В СССР не существовало понятия «сингл», но были хит-парады, основаны на почтовом и телеголосовании или на основе вкусов музыкальных критиков, редакции какого либо канала или радиостанции. Кстати, первые хит-парады в СССР появились в газете «Московский комсомолец» и основывались на опросах радиослушателей.

Первопроходцем в зарубежных странах стал композитор Арам Хачатурян. В начале 1972 года альбомная запись “Spartacus” совместно с Венским симфоническим оркестром достигла 16-й строчки в альбомном чарте Британии. В итоге – 15 недель в «горячей сотне» на протяжении одного с лишним года (22.01.1972 – 24.02.1973)
После этого – небольшое затишье. Вполне логично, ведь популярную советскую музыку продвигать на Западе не было смысла. Записи на иностранных языках наших исполнителей в то время было очень большой редкостью.
Алла Пугачева тоже попробовала свои силы на Западе. Было выпущено девять иностранных альбомов на английском, немецком, финском языках, а сами альбомы были изданы в Японии, Швеции, Финляднии, Германии, Польше, Болгарии, Чехословакии. А вот в зарубежной прессе ее признавали #1 советской эстрады – “soviet superstar”.

Самая успешная песня – “Superman” (английская версия «Робинзона») стала заглавной песней одноимённого сингла, который был выпущен сразу после альбома “Watch out!”, и была включена в программу многочисленных шведских телешоу, в том числе знаменитой «Лестницы Якоба» известного телеведущего-шоумена Якоба Далина. Именно Якоб Далин, с которым советская певица в то время активно сотрудничала, подпел в качестве партнёра Аллы в песне и был запечатлён в образе «Супермена» на обложке сингла. В итоге – первое место в шведском чарте синглов в 1985 году.

Кстати, советскими СМИ этот успех был проигнорирован, и только в 1990-х годах это упоминалось в прессе.

Следующая остановка – США. Тут впервые отметился Борис Гребенщиков с альбомом “Radio Silence”. В записи принимал участие Дэйв Стюарт, участник группы Eurythmics. Но увы, в “Billboard 200” – лишь 198 место (конец августа – начало сентября 1989 года) на две недели, в “Billboard Hot 100” одноименный сингл не попал, а в “Billboard Alternative Songs” занял седьмое место (19 августа 1989, в чарте был 10 недель).

Следующие на очереди – Парк Горького (Gorky Park).

В отличие от Бориса Гребенщикова Парк Горького по-настоящему стал известен в Америке. А все благодаря несравненному Джону Бон Джови! Ну и, возможно, интерес к родине музыкантов во времена постепенного спада занавеса «холодной войны».

Хотя популярность группы за рубежом у нас немного преувеличивают (в прочем, ничего нового). Вот их достижения в чартах:

  • Billboard Hot 100: “Try To Find Me” – пик 81 место, 6 недель
  • Норвежский чарт синглов: “Bang” – пик пятое место.
  • Billboard 200: “Gorky Park” – пик 80 место, 21 неделя
  • Норвежский альбомный чарт – пик девятое место.

Сингл “Moscow Calling” (1992-1993) не может похвалиться успехом в США. Причина – проблема в раскрутке. Похвалится может успехом в Европе – более 500 тысяч копий за пределами США, а в Дании он получил платиновый статус. Третий альбом “Stare” провалился.

Вновь затишье. Второй этап развития начался в начале 2000-х годов.

В 2000 году Алсу занимает второе место на песенном конкурсе Евровидение, чем пробила себе путь на западный музыкальный рынок.

В августе 2000 года Алсу приступила к записи англоязычного альбома “Alsou” на студии “Universal Music”. Диск записывался в Великобритании, Швеции и США. На диске присутствует запись “You’re My #1” с Энрике Иглесиасом.

Сингл “Before You Loved Me”, вышедший в конце апреля 2001 года, занял лишь 27 место в чарте Британии и остановился в «горячей сотне» лишь на три недели: 27 – 46 – 74.Так же сингл занял 32 место в чарте Германии, 35-ое в Новой Зеландии, 38-ое в Франции и 44-ое в Италии.

Далее – полная неудача. Сингл “Always On My Mind”, клип на которую снимал Джозеф Кан (видеоработы Бритни Спирс, Эминем, Бейонсе, Келли Кларксон) не пользовалась успехом, несмотря на хорошую промо-кампанию. Но песня пролетела, как фанера над Парижем из-за проблем с лейблом “Mercury Records”. Сингл в Британии, как и второй англоязычный альбом певицы, так и не вышел.

Следующие гости зарубежных чартов – ростовский транс-проект ППК. А все благодаря диджею Полу Окенфолду. Cингл “Ressurection” (мелодия Эдуарда Артемьева из фильма Сибириада Андрея Кончаловского с использованием записей голоса Юрия Гагарина) стал первым из России, который попал в горячую ротацию на радиостанцию “BBC Radio 1”.

8 декабря 2001 года песня дебютирует на третьей строчке официального чарта Британии (#2 в “UK Dance Chart”) и в общей сумме – 18 недель в «горячей сотне» и более 200 тысяч проданых копий.
Так же «Воскрешение» достиг второй строчки в Нидерландах, восьмой в Ирландии, а в чарте засветился в “Billboard Hot Dance Club Play” – #26.

Позже выходит второй сингл ППК – “Reload”, в конце октября 2002 года дебютирует на 39-ой строчке (#9 в “UK Dance Chart”), а после – упал на 68-ую и вылетел из чарта Британии.

Ну а теперь, пожалуй, наиболее интересное и самое крупное достижение среди российских исполнителей – группа t.A.T.u. Именно эти девчонки взорвали мировой шоу-бизнес своим имиджем. В феврале 2003 года сингл “All The Things She Said” занимает первую строчку официального чарта Британии, и удерживает ее четыре недели подряд! Помимо Соединенного Королевства, песня покорила вершины хит-парадов многих стран мира: Италии, Испании, Германии, Дании, Японии, Австралии и т.д. В чарте “Billboard Hot 100” трек дошел до 20-ой строчки, а по итогам 2003 года в Британии – шестое место.

В этом же году группа представляет Россию на «Евровидении» с песней «Не верь, не бойся, не проси» и занимает третью строчку, уступив турчанке Сертаб всего 3 балла. А вот вам сенсация – единственные страны, которые не дали баллов дуэту – Великобритания и Ирландия. Кроме того, на основании голосов резервного жюри были распределены голоса Ирландии, что послужило причиной обвинения со стороны российских представителей в подтасовке результатов. Однако, было объявлено, что результаты голосования зрителей не отличались от итоговой оценки, выставленной жюри. Вот такая ирония, Татушки могли выиграть Евровидение раньше…

Успех группы все равно продолжился, новые треки группы «сносили башню» меломанам на Западе. Вскоре следующий сингл “Not Gonna Get Us” достигает седьмой строчки британского чарта в конце мая 2003 года, затем “All About Us” – восьмой в октябре 2005 года, а вот “Friend or Foe” – лишь 48-й в феврале 2006 года.

Помимо этого альбом “200 km/h in the Wrong Lane” (2003) достиг 12 и 13 строчки в альбомных чартах Британии и США соответственно. Будущие их альбомы потерпели неудачу – “Dangerous and Moving” (2005) достиг 78-й строчки официального альбомного чарта Соединенного Королевства, а “Waste Management” (2009) – только 92-е место в Billboard 200.

Вскоре группа распалась, обе девушки начали сольные карьеры. И в репертуаре обеих есть как и русскоязычные, так и англоязычные синглы.

“Didn’t Wanna Do It”, первый англоязычный сингл Юлии Волковой, увы, в чарты нигде не попал.
Чего не скажешь про Лену Катину. Ее сингл “Never Forget” в ремиксе Dave Aude занял первое место в “Billboard Hot Dance Club Songs” в апреле 2012 года, вытеснив сингл Мадонны “Girl Gone Wild” с вершины. Помнится, менеджмент «королевы поп-музыки» не хотел видеть Катину на разогреве в Москве у нее именно по этой причине.

Следующая остановка – группа Виа Гра, в которой без конца менялись солистки. А вот чем запомнились девушки: в 2004 году был выпущен альбом “Stop! Stop! Stop!”, в котором было 13 треков – 11 на английском языке, один на украинском и один бонус-трек на японском. На тот момент группа состояла из Веры Брежневой, Надежды Грановской и Анны Седоковой. Одноименный сингл достиг третьей строчки в национальном чарте Японии, пятого места в Тайване, шестого в Финляндии и 20-й в Норвегии.

А вот альбом “L.M.L.” имел куда меньший успех: одноименный сингл – 12-е место в Тайване. Хотя, судя по Википедии, без ссылки на источник, написано, что «Альбом порвал чарты за пару месяцев, результат оправдал все затраты, ибо после релиза альбом окупился…». Википедия такая Википедия.

Немалый успех продолжал вдохновлять российский шоу-бизнес. Так, в 2006 году группа А-Студио продвинула на Запад песню “S.O.S” 2001 года выпуска (тогда еще с вокалом Полины Гриффисс). В итоге – 64 место в Великобритании, 17-е в Испании, 33-ее в Нидерландах, 41-е в Австралии и 47-е в Бельгии.

Вслед за ППК, своей танцевальной музыкой пробивался и диджей Леонид Руденко. В феврале 2009 года сингл “Everybody” дебютирует в британском чарте на 24 месте (#2 в “UK Dance Chart”). Про этот трек мало кто забыл за рубежем, в отличии от большинства предыдущих упомянутых тут, клип до сих пор есть в ротации на канале “MTV Dance”. Кстати, этот сингл является одним из самых недооцененных в России.

И снова Евровидение. Окно для продвижения на Западе. Вернемся в 2004 год. Победительница «Евровидения» украинка Руслана с песней “Wild Dances” неплохо отметилась в чартах: в Британии дебютировала на 47-м месте и продержалась в сотне две недели (через неделю после дебюта – 88 место); первое место в Греции, Бельгии, седьмое место в Чехии, восьмое в Швеции, 19-е в Турции, 25-е в Нидерландах, 40-е в Германии. Пожалуй, самый крупный чартбрейкер из Украины.

2007 год. Украинский певец Андрей Данилко под сценическим псевдонимом Верка Сердючка тоже взорвал Европу своим “Dancing Lasha Tumbai” (второе место на Евровидении). Не надолго конечно, но все же: второе место в официальном чарте Финляндии, шестое место во Франции и Швеции, 28-е в Великобритании в мае 2007 года. Факт: это была первая одновременно «небританская» и «непобедная» песня, которая ворвалась в британский чарт с 1974 года.

Группа Serebro и песня “Song #1” (третье место) не сильно отметились в чартах Европы: 99-ое место в Британии и 35-е в Швеции. О последних успехах группы чуть ниже.

Белорус Дмитрий Колдун c “Work Your Magic” (шестое место на Евровидении) стал не только лучшим представителем Беларуси на Евровидении за всю историю, но и немного отметился в чарте Швеции – 34-е место – на одну позицию выше Серебра.

2008 год. Долгоджанная победа России на Евровидении. Дима Билан с песней “Believe” достигает лишь 28-го места в Швеции и 52-го в Германии.

Украинка Ани Лорак тоже немного засветилась: “Shady Lady” (второе место на Евровидении) имеет в копилке 57-е место в Швеции.

2009 год. Украинка Светлана Лобода со своей “Be My Valentine” (12-е место на Евровидении) отметилась на 46-м месте чарта Швеции, а так же на девятом месте в греческом издании журнала “Billboard”, а вот в Британии в сотню попасть не удалось – только 167 место.

Анастасия Приходько с песней «Мамо» (11-е место на Евровидении) может похвастаться только 22-м местом в чарте Финляндии.

2010 год. Украинская певица Alyosha (10 место на Евровидении) с песней “Sweet People” занимала 73 место в чарте Швейцарии.

2012 год. Бурановские Бабушки взрывают Европу со своим “Party For Everybody” (второе место на Евровидении) и в итоге 38-е место в Австрии, 43-е в Швеции, 44-е в Германии, 61-е в Ирландии, и только 159-е в Британии.

2013 год. Украинка Злата Огневич с песней “Gravity” (третье место на Евровидении) доходит до 14-й строчки в Турции, 50-й в Нидерландах, а в чарте “UK Indie” отметилась на 29-м месте.
Дина Гарипова с песней “What If” (пятое место на Евровидении) дошла до 75-й строчки в Швейцарии и 78-й в Германии.

2014 год. Украинка Мария Яремчук с песней “Tick-Tock” (шестое место на Евровидении) имеет небольшой результат – 190 место в чарте Британии.

2015 год. Серебряный призер песенного конкурса Полина Гагарина затронула сердца меломанов из Европы: четвертое место в Исландии, 10-е в Австрии, 48-е место в Швеции, 97-е в Британии. В чарте “UK Digital Downloads” песня достигла 61-ого места, но в официальном чарте так же учитываются потоковые прослушивания.

Вернемся к артистам, которые уже не связаны с творчеством из песенного конкурса.

Тимати имеет в своем репертуаре синглы с многими американскими исполнителями: Snoop Dogg, Баста Раймс, Дидди и его группой Diddy – Dirty Money, Xzibit, Марио Уайнэнс, Крейг Дэвид, Тимбалэнд, Flo Rida и другими. Но главным успехом стал сингл “Welcome to St. Tropez” в версии швейцарца DJ Antoine. Сингл добился успеха во многих чартах, но США и Британию обошел стороной. В копилке сингла: первое место в Люксембурге, Румынии и Польше, второе место в Чехии и Швейцарии (в Швейцарии оригинальная версия песни достигла 45-го места), третье место в Германии и Венгрии, седьмое во Франции и Нидерландах, 16-е в Испании. На данный момент у официального клипа около 130 миллионов просмотров.

Вернемся к группе Serebro. Как писалось ранее, успех на Евровидении – еще не конец. Новая волна популярности началась с трека «Мама Люба», который покорил русскоязычный YouTube. Англоязычная версия песни “Mama Lover” опубликовано на итальянском лейбле Ego. Достижения у сингла в мире: шестое место в Италии, 25-е в Испании, 48-е в Бельгии, 38-е место в чарте “Billboard Dance Club Songs”. Это далеко не все! Девочки не останавливаются на достигнутом и записывают новые англоязычные треки. Сингл “Gun” (англ. версия «Мальчик») в разы уступает предыдущему синглу – только 23-ее место в Италии. После – выходит сингл “Mi Mi Mi” – восьмое место в Нидерландах, 11-е в Италии, 39-ое место в чарте “Billboard Dance Club Songs”. В азиатских странах трек “Mi Mi Mi” стал огромным хитом и до сих пор звучит на дискотеках и клубах.

Чтобы быть в курсе последних событий в мире музыки и не пропустить новинки своих любимых артистов, подпишись на Apelzin.ru в социальных сетях ВКонтакте, Твиттер и Фейсбук.