«Я – Лиза, и я не крутая, я даже джинсы не ношу…» — так начинается одна из первых песен певицы Монеточки. Слушая ее раннее творчество в далеком 2016, я даже не мог предположить, что уже через два года эта девушка станет «мейнстримным» артистом, не перестающим собирать отзывы влиятельных изданий.

iTunes.

Образ исполнительницы довольно контрастен: миловидная застенчивая «девушка-пай» с высоким голосом и … ироничными бунтарскими песнями зачастую с социальной проблематикой. Отзывы о творчестве певицы так же отличаются контрастностью – ее либо боготворят, либо ненавидят. Пока влиятельный литературный критик Дмитрий Быков не без симпатии отзывается о Монеточке и хвалит ее хорошие данные и смешные стихи(1), певица Елена Ваенга сомневается в наличии вкуса и отсутствии «проблем с мозгами» у почитателей творчества юной исполнительницы(2) .

Внимание зрелой аудитории к себе Монеточка объясняет, проводя сравнение с интересом взрослых мужчин к мультсериалу «My Little Pony» : «…Им просто нравится, что это что-то милое, доброе, светлое, розовое, блестящее, и в то же время, там есть какая-то мораль…(3)». Сочетание легкого незатейливого звучания музыкального аккомпанемента и наивно-смешного, но в то же время серьезного, грамотно написанного текста Лизы, делает ее творчество как минимум отличным от всего того, что в наше время популярно среди российских слушателей. «Хочется чего-то созидательного наконец-то, <…> но этого я не вижу нигде, и в музыке, кстати, этого нет. Сейчас же у нас во всем главенствует рэп, хип-хоп, очень агрессивная музыка: «я ненавижу тебя, слушатель» либо «я ненавижу тебя, другой рэпер», либо «я ненавижу себя» — они не могут ничего больше предложить… Бесит меня, что музыка такая агрессивная – ты либо выставляешь напоказ свои проблемы, либо кого-то унижаешь; а вся светлая добрая музыка – она скучная сейчас, это неинтересно слушать. Я за то, чтобы делать интересную классную музыку, которая, тем не менее, не унижала бы кого-то. Может быть, я когда-нибудь научусь писать такие треки(3)» — так Лиза Монеточка в интервью для шоу «Вписка» выразила свои творческие стремления. В последнем альбоме «Раскраски для взрослых» певица действительно постаралась отойти от являвшейся основной в ее творчестве продолжительное время ярко выраженной социальной проблематики песен.

Эстетика Монеточки стала прослеживаться с ее первых работ – это, прежде всего, сочетание иронии и серьезного, ярко выраженная политическая активность. К примеру, в песне «Украинский вопрос», строчки «Папа достал из сейфа калаш/ Он говорит, что Крым не наш/ Я говорю, что наш» нейтрализуются детским «ля ля ля ля ля ля» — такой прием делает песню более легкой для восприятия слушателя.

Наравне с наивностью, творчеству екатеринбургской певицы также свойственны меланхоличность, сентиментальность, отсылающая слушателя к серьезности поднятой в тексте песни темы:

«Разбитый ковчег,
Всплывает со дна.
И вечно жить нам,
И вечно плыть нам.
Искать счастье там,
Где плачут даже,
Иконы страшных пятиэтажек».

Обращаясь к средствам художественной выразительности в текстах Монеточки, мне хотелось бы отметить, что помимо широко распространенных и часто используемых авторами-песенниками средств, вроде метафор и эпитетов, Елизавета умело использует аллитерацию, что не может остаться не замеченным искушенным слушателем:

«Ты говоришь, как скрипит задвижка
В старой чужой квартире.
Пошлая книжка, дешёвая сижка —
Все твои вещи в мире».

Несмотря на это, Монеточка не злоупотребляет литературными тропами, сохраняя тексты песен доступными для любой аудитории. Наивное стихосложение, простой слог написания текстов вместе с «детским» голосом певицы делают ее образ и творчество в целом интересными для слушателя и выгодными для лейбла.

Аллюзии и реминисценции в текстах песен исполнительницы (песня «Русский ковчег», к примеру, содержит в себе реминисценции на одноименный фильм Александра Сокурова) содействуют более широкому раскрытию темы музыкальных произведений посредством возникновения ассоциаций у слушателя:

«Сердце не требует перемен.
Дремлет в каюте усталый Цой,
Как песни нянины гул сирен.
Дыры от пуль, как её лицо,
Сняли цветные маски свои.
Pussy Riot тоскливо,
Они так хороши без них, они очень красивы»;

«И только из кассеты, из песен «Кровостока»
Я с детским ужасом узнаю про то, что
В девяностые убивали людей
И все бегали абсолютно голые
Электричества не было нигде
Только драки за джинсы с кока-колою
Понавесили крестов на корешей
Пиджаки земляничные нагладили
И на танцы — кровь у всех из ушей
Ведь только «Ласковый Май» пел по радио» .

Примечательно, что в стихотворениях Лизы Монеточки лирическим героем нередко выступает мужчина, в частности, когда тексты затрагивают тему поэта и творчества:

«Между крыш и домов, меж дверей — тут и там.
Я не помню свой дом, мне забылся мой храм.
Позабуду тебя, расплескаю в пути.
Ты простая как рай, но я должен идти»;

«Думал, что ты догонишь, думал со мной полетишь ввысь,
Но забыл про одно лишь: в моде не авангард, а реализм.
Растоптала масло, разорвала холсты,
Но самой нежной краской была нарисована ты!
Развернётся неистовый авангардный мой рай,
Ты ушла к реалисту, дура, с ним и загнивай!».

Ретро-эстетика уже давно вошла и закрепилась в моде. Звучание треков Лизы Монеточки всегда отдавало неким архаичным, «олдскульным» ретро-звучанием. Начнем с того, что нежный голос самой певицы, как и ее образ (внешность, манеры), напоминают некоторым слушателям / зрителям образ советской прилежной девочки-медалистки. Стилизация клипов, наивные простодушные тексты вместе с инструменталами от Вити Исаева лишь усиливают это впечатление. Сама Лиза нередко обращается к прошлому: певица иронизирует по поводу легенд о девяностых в песне «90», «вспоминает» времена индустриализации в СССР в песне «Завод», возвращает советскую романтику в песне «Запорожец», а композицию «Кумушки» исполнительница и вовсе написала, основываясь на народной песне «Ой, вы, кумушки, вы кумитеся».

Литература ХХ-го века оказала немалое влияние на песни Елизаветы. Встречающие образы в лирике последнего альбома Монеточки «фонарь», «луна», «керосин», «печка» «трамвай», «лампа» перекликаются по духу со стихами Серебряного века, с тем же Блоком. Подчеркнуто архаично выглядят «керосин» и «печка». Также у исполнительницы встречаются переклички с образами и выражениями из стихов Марины Цветаевой:

«вечно жить» (у Цветаевой: «сердце вечно жить готово»);

«зубы скалишь» (у Цветаевой: «зубки — что скалишь?»);

«глупая и смешная» (у Цветаевой: «смешная, глупая и упрямая»);

«сердце мое — … мышца» (у Цветаевой: «жила <…> конского сердца мышца — моя»); тлеющие «в печке» тетрадки(4).

Творчество Noize MC также оказало влияние на тексты Лизы.

Обратимся к последнему альбому Монеточки – «Раскраски для взрослых». Само название отсылает нас к относительно новому жанру «бестселлеров на книжном рынке», направленных на стрессотерапию и медитацию через концентрацию на простом механическом задании. Визуальная эстетика альбома «Раскраски для взрослых» обнажает метамодернистский отказ от прямолинейных высказываний, характерных для арт-акционизма третьего срока. Обложка, созданная Никитой Жижановым, напоминает псевдоикону «СВБД ПСРТ» («Свободу Pussy Riot») новосибирских художников Артема Лоскутова и Марии Киселевой, что в очередной раз свидетельствует об оппозиционных настроениях исполнительницы. На картине изображен плачущий образ с желтым нимбом на красно-синих квадратах, невольно напоминающих творчество модернистов ХХ-века. Слеза – деталь-символ, очередная политическая отсылка, передающая соотношение политической цели и средств ее достижения. Также стоит обратить внимание на видоизменение канонической иконографии: правая рука больше не указывает на путь к спасению, не сложена в благословляющий жест или жест оратора, она застыла в знаке «стоп»(5).

Доцент Института современных языков Уппсальского университета, Мария Энгстрем, посвятила Монеточке статью под названием «Монеточка: манифест метамодернизма», в которой причислила Лизу к носителям «эстетики четвертого срока»:

«Несмотря на достаточное разнообразие в российской поп-культуре музыкальных вариантов метамодернисткой чувствительности поколения «терпимых и независимых» (Луна, Гречка, СБПЧ), «Раскраски» Монеточки являются на сегодняшний день единственным внятным манифестом эстетики четвертого срока. Эта эстетика характеризуется не столько политической апатией, сколько намеренным отстранением от прямого ангажированного идеологического высказывания и от революционного изучения границ дозволенного, характерных для российской протестной культуры 2010-х годов. Вместо энергичных танцев на амвоне – медитация и грустный дэнс».

Незамысловатая, но все же самобытная эстетика Лизы Монеточки делает ее творчество доступным и привлекательным для аудитории, тем самым позволяя певице дольше оставаться объектом обсуждения.

АвторВедерников Руслан.

В статье использован материал со следующих ресурсов:

1. ru-bykov.livejournal.com
2. rosbalt.ru
3. youtube.com
4. rtvi.com
5. ridl.io/ru

а также использованы цитаты из текстов:

Читайте также — «Монеточка – луч света в темном царстве российской эстрады».

Чтобы быть в курсе последних событий в мире музыки и не пропустить новинки своих любимых артистов, подпишись на Apelzin.ru в социальных сетях ВКонтакте, Твиттер и Фейсбук.